СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • УСТРАНИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗЛИВА НЕФТИ В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ИЗОБРЕТЕНИЕ ОЛЕГА ГАРШИНА

    23.12.2024

    Во время сильного шторма в Керченском проливе 15 декабря 2024 года российские танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» получили повреждения корпусов, в результатет чего произошел разлив нефтепродуктов. Это повлекло за собой загрязнение водного пространства и прибрежной полосы протяженностью более 50 км. В настоящнее время экологическя катастрофа – главная головная боль местных властей. По разным оценкам в окружающую среду вылилось порядка 3 тыс. тонн мазута, а нефть все еще продолжает вытекать из поврежденных судов. Устранение последствий этих аварий затрудняется плохой погодой. МЧС и волонтеры предпринимают титанические усилия по сбору нефтепродуктов и локализации бедствия. В очередной раз встает вопрос о технологиях, которые могут быть использования для решения этой задачи. Редакция ИР также задалась этим вопросом и вот что «откопала». Это изобретение Олега Николаевича Гаршина «Система для сбора и локализации нефти в водной среде» (пат. 2634118). Его автор утверждает, что если задаться целью, за один месяц можно воплотить техническое решение и опробовать его на практике.

    Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для сбора нефти и нефтепродуктов, вытекающих из подводных аварийных скважин, трубопроводов, затонувших судов и локализации нефти и нефтепродуктов на поверхности воды.

    Задачей предлагаемого технического решения является создание простой, легкой, компактной, быстро и легко собираемой мобильной системы для сбора и локализации нефти, нефтепродуктов, вытекающих из подводных аварийных скважин, трубопроводов, трещин в морском дне и затонувших судов.

    ПЛАКАТ2 нефть RU поменьше для журнала3 испр.jpg

    Система для сбора и локализации в водной среде:

    1 - купол, 2 - якорные канаты, 3 - рукав, 4 - поплавки, 5 – боновое заграждение, 6 – растяжки, 7 - мертвые якоря, 8 – компенсирующие грузы, 9 - полотнища, 10 - застегивающие устройства, 11 - кольца, 12 - трубчатые сегменты, 13 - замки, 14 - трубки с внутренней резьбой, 15 - держатели, 16 - проушины, 17 - поплавки, 18 - полотнища, 19 - ремни, 20 - замки, 21 - складные якоря, 22 - головная часть якоря, 23 - шток, 24 - кольцо, 25 - раскрывающиеся лапы, 26 - зуб, 27 - колпак, 28 - кольцо, 29 - фиксатор, 30 - конус упорный, 31 - втулка, 32 - среднее кольцо. А. Плавучая платформа с всасывающим элементом. В. Перекачивающий самовсасывающий насос с автономным дизелем или электромотором. С. Наливное судно (танкер).

    Поставленная задача решается тем, что предлагаемая система, выполнена в виде купола, представляющего собой усеченный конус имеющий 4, 5 или 6 граней. В центре конуса имеется круглое отверстие к которому посредством соединительного кольца крепится рукав образованный из отдельных полотнищ, скрепленных застегивающими устройствами, соединенными в рукав посредством соединительных колец и удерживаемый в вертикальном положении поплавками, прикрепленными к соединительным кольцам. Система устанавливается под водой над местом аварийного выброса нефти или нефтепродуктов, фиксируется посредством якорных канатов, прикрепленных к мертвым якорям, установленным на дне, в районе аварийного выброса нефти. На поверхности воды, вокруг верхнего края рукава устанавливается боновое заграждение, которое посредством якорных канатов крепится к мертвым якорям на дне и удерживает в центре заграждения верхний край рукава посредством растяжек.

    Предлагаемая система состоит из купола – 1, якорных канатов – 2, рукава – 3, поплавков – 4, бонового заграждения – 5, растяжек – 6, мертвых якорей – 7, компенсирующих грузов – 8, соединительных колец – 11, раскладывающихся якорей – 21, а так же плавучей платформы А с всасывающим устройством, плавучей платформы В с самовсасывающим насосом и автономным дизелем или электромотором, и принимающим наливным судном С.

    Купол 1 выполнен из мягкого материала, в раскрытом виде образующий усеченный конус, имеющий 4,5 или 6 граней. Рукав 3 выполнен разборным и состоит из отдельных полотнищ, скрепленных внахлест по бокам застегивающими устройствами и образующих мягкий полый цилиндр, соединяемый в длинный рукав посредством соединительных колец 11. Полотнища вдоль краев, по всему периметру имеют отверстия для застегивающих устройств и держателей. Кольца 11 также выполнены разборными и состоят из отдельных трубчатых сегментов, соединяемых встык посредством замков. Соединительное кольцо 11 может состоять из 4 ÷ 8 сегментов, образующих кольцо диаметром 2 ÷ 4 м. При сборке рукава 3 полотнища 9 верхним краем крепятся к соединительному кольцу 11 изнутри, а нижним краем надеваются снаружи на кольцо 11. Поплавки 4 крепятся к проушинам держателей на кольцах 11. В полностью снаряженном виде, поплавки 4 придают всей системе положительную плавучесть и удерживают рукав 3 в вертикальном положении. Длинна рукава 3 выбирается такой, чтобы верхний край рукава находился ниже поверхности воды на 0,05 ÷ 1,0 м., в зависимости от условий водной среды. Например, в местах с течением (реки, проливы), глубина заглубления верхнего края рукава 3 должна быть минимальной, в условиях открытого моря, глубина заглубления максимальная. На поверхности воды, вокруг верхнего края рукава, устанавливается боновое заграждение 5, состоящее из соединенных между собой в замкнутое кольцо поплавков, изготовленных из толстой резины или синтетического материала и накаченных внутри воздухом. Имея достаточно большой вес, эти поплавки погружаются в воду на 15 ÷ 30 см. (в зависимости от размера) и могут удерживать слой нефти толщиной до 10 ÷ 15 см. Для того, чтобы верхний край рукава 3 находился постоянно в центре круга, образованного боновым заграждением 5, между поплавками и верхним краем рукава 3 натягиваются растяжки 6. Вся система устанавливается на мертвые якоря 7. Так как в море почти всегда имеется волнение, то для того чтобы на волне боновое заграждение не притапливало, якорные канаты устанавливаются с запасом длинны и к ним крепятся компенсирующие грузы 8, которые удерживают якорные канаты 2 в натянутом состоянии и не препятствуют заграждению качаться на волнах. Якорные канаты 2 крепятся к мертвым якорям 7 посредством складных якорей 21.

    Фиг. 1. Общий вид системы в рабочем состоянии

    Фиг. 1..gif

    Фиг. 2. Полотнище 9 рукава 3.

    Фиг. 2..gif

    Фиг. 3. Застёгивающее устройство 10, 3а – в закрытом виде, 3б – в открытом виде (повёрнуто на 90° вокруг оси).

    Фиг. 3..gif

    Фиг. 4. Сегмент 12 соединительного кольца 11.

    Фиг. 5. Поперечное сечение сегмента 12.

    Фиг. 4-5..gif

    Фиг. 6. Держатель 15.

    Фиг. 6..gif

    Фиг. 7. Поплавок бонового заграждения 17.

    Фиг. 8. Уплотнительное полотнище 18.

    Фиг. 7-8.jpg

    Фиг. 9. Складной якорь 21, общий вид.

    Фиг. 9..gif

    Фиг. 10. Складной якорь 21, вид сбоку с сечением.

    Фиг. 10..gif

    Фиг. 11. Складной якорь 21 в раскрытом виде.

    Фиг. 11..gif


    Система работает следующим образом – при возникновении ситуации, связанной с аварийным выбросом нефти или нефтепродуктов под водой (аварийная скважина, прорыв магистрального нефтепровода, затопление судна, выход нефти через трещину в дне после землетрясения), к месту аварии на судне или барже доставляется предлагаемая система. Определив место, рельеф дна и глубину аварийного участка, с судна или баржи, в расчетных местах, на дно опускаются мертвые якоря 7. Количество якорей зависит от количества граней купола и размеров бонового заграждения. Мертвые якоря 7 представляют собой бетонные грузы любой геометрической формы с короткой цепью и кольцом. На дно якоря 7 опускаются посредством канатов, продетых в кольцо и сложенных вдвое. После опускания якоря на дно, к двум свободным концам каната крепятся поплавки. На борту судна или баржи аварийная бригада собирает рукав 3 и купол 1, к нижним концам ребер купола 1 крепятся якорные канаты 2, со складными якорями 21. Длина якорных канатов 2 рассчитывается с учетом гидрологических условий и рельефа дна. Собранная система сбрасывается на воду, один из свободных концов каната от мертвого якоря крепится к складному якорю 21, поплавки отсоединяются от каната и за другой свободный конец канат шпилем, брашпилем или лебедкой вытягивается на борт судна или баржи. При вытягивании канат, продетый сквозь кольцо якоря, втягивает в него головной частью складной якорь 21. Так как широкая часть упорного конуса складного якоря больше внутреннего диаметра кольца якоря 7, то конус застревает в кольце. Лебедкой продолжается выбор каната и при достижении усилия, при котором срезное кольцо срезается, колпаком складной якорь вытягивается из втулки, протягивается сквозь кольцо и раскрывается.  Отцепившийся конец каната свидетельствует о том, что якорный канат 2 сцеплен с мертвым якорем 7. Такая операция поочередно проделывается с каждым якорным канатом и в результате купол 1 раскрывается над местом вытекания нефти или нефтепродуктов. Вытекающая нефть поднимается на верх и стенками купола 1 направляется во внутреннюю полость рукава 3, по которому поднимается на поверхность воды. Схема постановки бонового заграждения на якоря 7 такая же, как и для купола 1. Нефть или нефтепродукты, накапливающиеся внутри бонового заграждения отсасываются насосом В на наливное судно С. Так как купол 1 может устанавливаться над местом аварии на достаточно большом расстоянии от дна, то остающееся свободное пространство между дном и куполом достаточно для проведения работ по ликвидации аварии подводными аппаратами или водолазами. Длина рукава 3 и размеры купола 1 ограничивается только прочностными характеристиками. Система может использоваться на любых глубинах, где осуществляется добыча и перекачка нефти. Учитывая, что размер купола 1 ограничивается только прочностью полотна и канатов, то его можно делать достаточно большим и им можно накрывать большую площадь. Таким образом, данная система может устанавливаться над затонувшими судами и собирать вытекающую из них нефть или нефтепродукты. Купол 1 и полотнища рукава 3 изготавливаются из мягкого материала, устойчивого к воздействию морской воды, нефти и нефтепродуктов. Для повышения механической прочности этот материал армируется синтетической сеткой.

     

     


    Возврат к списку



Наши партнеры






http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]