СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • РИКАМБЕНТЫ ИЗ ТОТЬМЫ

    В середине лета получил письмо от активного подписчика ИР с 30-летним стажем Сергея Лукьянова, приглашавшего приехать к нему в Тотьму покататься на созданных им (и запатентованных!) рикамбентах (велосипедах, позволяющих ездить полулежа, от английского recumbent — «лежащий») и написать статью. 
    Почему нет? Что из этого получилось — ниже.
    Фото 1. Умиротворяющий храм Троицы Живоначальной.
    Умиротворяющий храм Троицы Живоначальной.

    Уроженец Москвы Сергей Николаевич Лукьянов учился и работал в столице, которой сыт по горло. Его предки тотемские — бабушка и прадед, служивший священником в тотемской церкви Троицы в Зеленской Слободе. Теперь Сергей живет на северовостоке Вологодской области, где на реке Сухоне расположена Тотьма. Его все устраивает: «Природа идеальная, рыбалка, дороги автомобильные пустые. Отсюда ездил на одном из своих велосипедов (которых у него 17 различных конструкций. — В.Б.) в Верховажье (143 км). За час проскакивает 2—3 машины по приличному асфальту. От Мосеево отличная грунтовка». Именно желание путешествовать с комфортом на длинные дистанции подвигло Сергея Лукьянова заняться разработкой велосипедов, снижающих нагрузки на шею, спину, запястья, кисти рук, руки, плечи и нижнюю часть спины, — рикамбентов. Но обо всем по порядку.
    Началось с того, что в детстве Сергей с другом переплыли Сухону, еще толком не умея плавать. Чуть не утонули — река-то
    немалая, судоходная была. На другом берегу наткнулись мальчики на склад макулатуры. Попался журнал «Юный техник», стал его читать бесплатно. Потом перешел к «Техника — молодежи» и нашему «Изобретателю и рационализатору», который и выписывал 30 лет. «Главный мой учитель — это журнал «Изобретатель и рационализатор», — говорит Сергей Николаевич. Научился по журналу подавать заявки на изобретения. Сначала были отказы. Раньше сложно было получить авторское свидетельство, которых у Лукьянова все-таки накопилось 25. Отказов было примерно столько же. В советское время, когда С.Лукьянов работал конструктором на заводе Мосгормаш (в этом году закрылся), от парторга поступила просьба сделать для его сына инвалидную коляску, так как стандартные не подходили. Первые образцы выходили, что называется, на выброс, но в итоге он получил золотую медаль за сверхманевренную инвалидную коляску Всемирного салона изобретений в Брюсселе «Эврика-96».
    Еще раньше был сделан веломобиль. А дальше, как говорит Лукьянов, уже пошел непрерывный мыслительный процесс и процесс изготовления в металле все лучших и новых конструкций велосипедов и тех же инвалидных колясок. Мысли и идеи появлялись даже во сне.
    Фото 2. Инвалидная коляска Сергея Лукьянова с приводящим двухскоростным ободом и быстросъемным фривилом.
    Фото 2. Инвалидная коляска Сергея Лукьянова с приводящим двухскоростным ободом и быстросъемным фривилом.

     

    ИНВАЛИДНЫЕ КОЛЯСКИ

    Инвалидную коляску (пат. 2326640) те, кто в ней нуждался, попросили Сергея Николаевича усовершенствовать. Он решил сделать большие колеса и добавить переключение скоростей. Предприниматель из Пензы, у которого дочь инвалид, сконструировал для нее рычажные приводы. Это рейки и шестерни, очень сложные, которые самому Сергею не сделать, так как необходимо промышленное оборудование и станки. В прошлом году он ее закончил.
    В мире такого не было. 200 лет существует коляска, и обычно с колесами, к которым прикреплен жестко обод, чтобы эти колеса крутить руками. Таких колясок около 90% от общего числа существующих. Вся разница в том, что они по-разному складываются. С.Лукьянов догадался поставить приводящий обод выше движущегося колеса и отдельно от колеса, которое крутится руками. Оно удобно еще и тем, что выполнено в виде велосипедного надувного колеса. В зацепление обод может
    входить с разными шестернями, обеспечивающими разную скорость передвижения: выехал на улицу — увеличил скорость. К этой и любой другой коляске изобретатель придумал приставку (пат. 2541766):
    «Быстросъемный фривил для инвалидной коляски Лукьянова Сергея». Фривил — это самоориентирующееся колесо.
    Обычно инвалид на коляске в любые неровности маленькими передними колесами упирается и еле-еле едет. При креплении этой приставки к коляске ее передние маленькие колеса приподнимаются, и двигаться по улице можно теперь на трех колесах, больших задних и фривиле, с большой скоростью. Получилось как на фото. «Я патентую бесплатно (на основании п.1 ст.1366 ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации. — В.Б.), — говорит Лукьянов, — и первому заинтересовавшемуся должен уступить патент. Но в нашей стране это никому не нужно». Патентов уже РФ тем не менее у него сейчас 25. Эту коляску (чертежи) он выслал китайцам. Говорит, вроде заинтересовались. С ними сложно, так как есть языковой барьер. И они, и Сергей Николаевич с английским не на ты.
    Энтузиаст велосипеда С.Лукьянов обращает внимание на все с ним связанное. Понятно, что этот транспорт не вездеходный
    и таким не будет, хотя многочисленные велосипедные и велолодочные путешествия Лукьянова показывают огромные возможности его рикамбентов. Ну а для оперативного возведения дороги для велосипедов Сергей предложил быстровозводимую разборную велосипедную дорожку (пат. 2448213), которую можно уложить силами двух человек и без подготовки земляной подушки — в сложных городских условиях и в парках прямо по траве. За счет полукруглого гребня секции легко плавно менять направление дорожки. Жесткость обеспечивается стяжкой секций винтами с гайками. Специальные рычаги позволяют регулировать высоту установки каждой секции, сглаживая неровности рельефа. Секции легкие и занимают мало места в сложенном в стопку состоянии. Главное, что это пионерное изобретение, ничего подобного (прототипа) нет. Секции можно изготавливать литьем из полимербетона с легким керамзитовым наполнителем. Для того чтобы велосипед не скользил по поверхности, ее покрывают стироловой акриловой эмульсией. Предложения автора становить такие дорожки в парках Москвы ни у Лужкова, ни у Собянина интереса не вызвали.
    Изобрел Сергей Лукьянов и ножку для велосипеда (пат. 2494909). Рельеф у дороги неровный, а подножка-то рассчитана на ровную дорогу. Любой велосипед с рюкзаком завалится обязательно — это Лукьянов знает точно. В изобретенной им опоре для велосипеда нужная ее длина легко выставляется при установке велосипеда простым нажатием ноги на Г-образный подпружиненный рычаг, который автоматически фиксируется зубьями.
    Фото 3. С ветерком по Тотьме.
    Фото 3. С ветерком по Тотьме.


    ВЕЛОСИПЕДЫ-РИКАМБЕНТЫ

    Сергей Николаевич сконструировал единственный в мире велосипед, в котором меняется посадка от сидячей до лежачей во время движения. В мире существуют рикамбенты, на которых или сидишь, или лежишь — сиденье стабильное. Во время движения ты ничего не поменяешь. Регулировки, разумеется, есть, но чтобы ими воспользоваться, надо остановиться. На созданном Лукьяновым рикамбенте громадный ход от сидячего до лежачего положения (пат. 2420422). Именно на таком велосипеде, названном им «Красный Октябрь», в паре со знакомым, «который ни на чем, кроме «Шкоды», в Питере не ездит», а здесь пересел на еще одну конструкцию Сергея Николаевича — «Тотьмич», они и совершили велолодочный поход к Старой Тотьме.
    Самый известный велосипед Лукьянова — «Тотьмич» (пат. 2391244). На него он первым получил патент после переселения в Тотьму. Изюминка изобретения в том, что каретка проходит сквозь переднее колесо и его не касается. Никто такого не придумал. Все на вилке крепят каретку, но тогда неудобно поворачивать руль. Он не должен быть связан с кареткой, что и достигается в конструкции С.Лукьянова. Справедливости ради стоит отметить, что на реальном велосипеде такой конструкции мне довелось прокатиться, и к поворотам нужно приноровиться, хотя это и несложно. Сам изобретатель проехал на «Тотьмиче» больше 1,5 тыс. км. А сейчас ездит на «Гагарине». Его отличие от «Тотьмича» в том, что привод сделан на переднее колесо. Таким образом, цепь не нужно тянуть на заднее. Два винта вынул — и можно сложить его вдвое. Удобно в машину складывать, в автобус проносить. В прошлом году Лукьянов организовал тест-тур от Тотьмы до Великого Устюга. Он проехал только по шоссе на «Гагарине» 350 км по шоссе и около 30 км по Сухоне на лодке, когда надоедало крутить педали. В начале пути, примерно 30 км, его сопровождала тотемская молодежь на других велосипедах конструкции Сергея, а потом он остался один. От Устюга не было автобуса, чтобы вернуться в Тотьму, и Сергей Николаевич проехал еще 150 км до Кичменгского Городка, откуда уже на автобусе вернулся домой. Весь маршрут занял 5 дней. Дело было в августе. Ночевал в палатке.
    Фото 4. Мастерская на балконе позволяет выполнить почти любую работу.
    Фото 4. Мастерская на балконе позволяет выполнить почти любую работу.

    Деятельность С.Лукьянова распределена по времени года. Вся работа по исполнению замыслов, которые, конечно, никаким временем не могут быть ограничены, выполняется им в своей квартире на третьем этаже и просторном балконе в осенне-зимний период. Поздняя весна и лето — время испытаний созданных конструкций в самых разных условиях, хотя и зимой на своих рикамбентах Сергей Николаевич также выезжает. Необходимых для реализации идеи чертежей Лукьянов делает минимум, так как все исполняет своими руками. Фактически это набросок с прорисовкой размеров. Деталировки для себя он не указывает. Только для бизнесмена из Пензы, который намеревается якобы производить инвалидную коляску, Сергей сделал ее почти на 90 листах за 2 мес. За нее он получил 30 тыс. руб.
    Фото5. Мастерская на балконе позволяет выполнить почти любую работу.
    Фото 5.

    Это первые деньги, заработанные Лукьяновым в Тотьме на своих разработках. Однокомнатную квартиру он снимает, оплачивая ее и живя за счет сдачи своей двухкомнатной в Москве. Единственный, кто выполняет его заказы на детали, невозможные для изготовления на балконе, — это местный знакомый токарь. Сергей Лукьянов — известная личность на просторах Интернета, стоит только задать в поиске «Лукьянов из Тотьмы». Представленные видео и фото его разработок и походов показывают чистоту и совершенство вологодской природы и конструкций Сергея Николаевича.
    Фото 6. Великий русский поэт Николай Михайлович Николай Михайлович Рубцов.
    Фото 6. Великий русский поэт Николай Михайлович Рубцов.


    В Молодежном центре Тотьмы хранится часть его велосипедной коллекции, которая время от времени выставляется. Однако попытка Лукьянова создать в нем мастерскую, чтобы привлечь местную молодежь к техническому творчеству, успехом не увенчалась. А ребята живо интересуются техникой, что было видно, когда мы на следующий день на местном аэродроме снимали и тестировали лукьяновский транспорт. Дима и Владимир Осовские из Тотьмы, Максим Ларичев и Илья Бураков из Вологды с удовольствием показали в действии часть коллекции изобретателя. И с восторгом восприняли разрешение Сергея Николаевича взять на несколько дней три велосипеда покататься. А места для этого здесь вдоволь. И в центре, где находится «морской корабль под парусами» — Входоиерусалимская церковь. Именно на этом храме можно увидеть наибольшее количество знаменитых тотемских картушей, каменных кружев, являющихся не лепниной, а частью кладки стены, выступающей на полкирпича, выполненных умелыми тотемскими мастерами. И по-над Сухоной, где стоит памятник Николаю Рубцову, который учился здесь в середине прошлого века в лесотехническом техникуме. В Спасо-Суморином монастыре упокоился Иван Кусков — тотемский мещанин, основатель судоверфей и пушного промысла на Аляске, правитель крепости Росс в Калифорнии начала XIX в.
    Но это другая история.
    Фото 7.
    Фото 7.

    Фотографии обложек ИР, 10, 2015:

    На 1-й с. обл.: Сергей Лукьянов (впереди) возглавляет компанию почитателей на его велосипедах.
    На 1-й с. обл.:
    Сергей Лукьянов (впереди) возглавляет компанию почитателей на его велосипедах.

    На 4-й с. обл.:
    1. Сергей Лукьянов с рикамбентом «Гагарин» в пути.
    1. Сергей Лукьянов с рикамбентом «Гагарин» в пути.


    2. Входоиерусалимский храм — выдающаяся жемчужина тотемского барокко.
    2. Входоиерусалимский храм — выдающаяся жемчужина тотемского барокко.

    3. Живописная Сухона украшает Тотьму.
    3. Живописная Сухона украшает Тотьму.

    4. Памятник Черной лисе, «в ловле которой тотьмичи упражнялись в XVIII веке».
    4. Памятник Черной лисе, «в ловле которой тотьмичи упражнялись в XVIII веке».

    5. Такую веранду не часто встретишь и на юге.
    5. Такую веранду не часто встретишь и на юге.

    6. Тотьмичи верят в целительную силу валуна-великана.
    6. Тотьмичи верят в целительную силу валуна-великана.

     

    В.БОРОДИН,

    Фото Е.РОГОВА 

    Тотьма, Вологодской обл.




Наши партнеры






http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]