Краткое содержание выпуска:
МИКРОИНФОРМАЦИЯ
Не секрет, что многие предприятия нашей экономики зависят от заказов военной отрасли. А как там у них, в США? Казна Пентагона — источник благополучия предприятий, занимающихся как военными разработками, так и теми, что, скорее всего, найдут гораздо более широкое применение — в быту, медицине, на транспорте и т.п. Разработки этих предприятий на уровне изобретений читатель найдет в нашей рубрике «МИКРОИНФОРМАЦИЯ». Несколько других миниатюр этой рубрики посвящены токарно-фрезерному инструменту.
ИЗОБРЕТЕНО
Рассказываем о разработках для гусеничного и колесного транспорта, у которого существуют сходные проблемы маневренности. Еще одна статья этой рубрики — о ДВС со свободным поршнем. Разработкой таких двигателей не слишком озабочены у нас, а за рубежом, похоже, что-то нащупали, коли засекречивают результаты своих проектов этого направления машиностроения.
ИДЕИ И РЕШЕНИЯ
«Зеленая волна» — этапы эволюции технологий
«И какой же русский не любит быстрой езды?» И не только русский! Но все же именно у нас, в СССР, начиналась разработка системы для ускорения движения автотранспорта в большом городе. Было это в середине 70-х гг. прошлого века. Об этом в рубрике «ИДЕИ И РЕШЕНИЯ» вспоминает один из разработчиков этой системы.
ЭКОЛОГИЯ
Делать все из сорняков — от клеев до порохов
С сорняками надо бороться, кто бы спорил. Но борьбу эту трудно выиграть. Тогда, может, стоит взглянуть на них как на сырье и попытаться пустить в дело? Сейчас в Ивановской области из-за недостатка хлопка, который, как известно, там не растет, обратили внимание, например, на техническую коноплю, которую выращивали еще во времена СССР. Читайте статью об использовании и других сорняков, пригодных для получения целлюлозы, без которой не обойтись во многих производствах — «от клеев до порохов». Подробно рассмотрены варианты модернизации технологии получения нитроцеллюлозы вкупе с вопросом безопасности такого производства.
ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА РОССИИ
Юрий Евгеньевич Максарев
В этом году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося инженера, советского руководителя, организатора танкостроения в стране, а затем Министра транспортного машиностроения и, наконец, Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (Госкомизобретений СССР) Юрия Евгеньевича Максарева. Именно он на Харьковском машиностроительном заводе перед войной ставил на производство знаменитый Т-34 вместе с главным конструктор М. И. Кошкиным. О его уникальном жизненном пути — в статье рубрики «ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА РОССИИ».
ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ
Квартет замечательных фигур
Известна триада золотых фигур: золотое сечение, золотая кривая и окружность. Но, оказывается, существует еще одна замечательная фигура, достойно дополняющая это трио до квартета. О разновидностях этой фигуры, ее применении, в том числе и нестандартном, подражателях и экзотических вариантах — в рубрике «ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ».
НАШИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Курс молодого творца
В строительном Концерне «КРОСТ» приступили к обучению молодых инженеров, работников, трудящихся на производстве, мотивируя их активно участвовать в изобретательских проектах различного уровня. Как создавать изобретения и грамотно их патентовать? Без понимания основ, что такое интеллектуальная собственность и ее защита, здесь не обойтись. Чтобы новая информация была для сотрудников не просто «вкусной и полезной пищей», а руководством к действию, вести специализированный курс пригласили ведущего рубрики ИР «Приемная вашего поверенного» Дмитрия Соколова, великолепного практика, изобретателя и руководителя Школы изобретательства и патентования «Эксперты успеха». Как был построен обучающий процесс – читайте в репортаже с производства.
В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.
Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.
Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.
Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.
К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.
В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.
Главный редактор, канд. техн. наук | В.Бородин |