Краткое содержание выпуска:
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
История одного стартапа
Упорство, с каким французский инженер-химик и изобретатель Пьер Жанни 15 лет реализовывал свою нехитрую идею, сделало его успешным бизнесменом. Она стала основой для технологии создания модифицированной атмосферы или РГС внутри компактных модулей-бинов, которые помогают продлить хранение скоропортящихся продуктов. То, что когда-то начиналось с банального укрытия овощей и фруктов брезентом, с годами превратилось в «модульный контейнер с РГС», имеющий запатентованную крышку Tiempo Cap оригинальной конструкции с полупроницаемыми мембранами. Сегодня данный модуль запатентован в 80 странах. В 2022 г. сотни производителей и поставщиков в 35 странах успешно использовали более 100 тыс. таких приспособлений.
ИЗОБРЕТЕНО
Восьмитактный режим автомобильного ДВС
Не меньше упорства, чем Пьер Жанни проявили белорусские изобретатели, чтобы добиться от старенького автомобиля с пробегом 250 тыс. км отличного результата по экономии топлива: 4,2 л на 100 км — за городом и 6,3 л бензина АИ 95 — в городском цикле. Они разработали систему автоматического отключения электромагнитных форсунок подачи топлива по нечетным рабочим циклам при работе двигателя на холостом ходу или частичных нагрузках. Систему установили на автомобиле HYUNDAI Accent 1995 г. выпуска, рабочим объемом 1341 см3 и полной массой 1480 кг. На приобретение комплектующих для модернизации системы впрыска топлива было израсходовано всего 100 долларов США.
ЭКОЛОГИЯ
Жажда рядом с водой
Возникновение жизни на Земле, как известно, обязано воде. И ныне без воды ее продолжение невозможно. Нашей стране в этом плане несказанно повезло, ее запасы у нас — вторые по количеству в мире. А по доступности населения к безопасной питьевой? Почти четверть россиян ее не имеет, как и примерно такое же количество людей во всем мире. В статье рассматриваются как способы получения качественной питьевой воды и меры, не допускающие загрязнения водных источников, так и оригинальные решения, позволяющие добыть и перераспределить пресную воду. Среди них - консервация льда и снега, буксировка айсбергов, опреснение воды, ядерные технологии опреснения. И на все это есть патенты.
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Перспективы развития пульсирующих и детонационных двигателей
В ИР, 4, 1993 была опубликована статья инженера Василия Богданова «Гибрид газотурбинного с поршневым», завершавшаяся словами: «...накопленные за последние десятилетия конструкторские и технологические знания позволят перейти на новое качество двигателестроения». Прошло еще три десятка лет, и уже д.т.н., проф. В. Богданов со своей ученицей рассказывает со страниц нового выпуска журнала о складывающейся «революционной ситуации» насыщения, ожидания чего-то совсем другого, принципиально нового в двигателестроении. Специалисты говорят о необходимости перехода на новые принципы (технологии) создания авиационных двигателей. При этом авторы дают анализ этапов развития двигателестроения в стране, начиная с довоенного периода.
РЕПЛИКА
Рыжие слезы
Сборные дома — это в свое время казалось шагом вперед, но мы зачастую при этом делали несколько шагов в сторону или назад. Так, за сборностью возникли повсеместные жалобы жильцов на протечки в стыках, промерзание стен и недостаточную звукоизоляцию. Новые проблемы породили новые материалы и технологии. К сожалению, некоторые проблемы так и повисли в воздухе, а ржавые слезы оплакивают архитектуру спальных районов.
В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.
Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.
Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.
Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.
К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.
В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.
Главный редактор, канд. техн. наук | В.Бородин |