СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • ПОЧЕМУ МУЗЕЙЩИКИ ПРОТИВЯТСЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОЕЙ ИДЕИ АТРИБУЦИИ ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТЕН ПО ОТПЕЧАТКАМ ПАЛЬЦЕВ, ОБНАРУЖЕННЫМ НА ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ И СОЗДАНИЮ ВСЕМИРНОГО БАНКА ЭТИХ ОТПЕЧАТКОВ

    1987 год. Начало

    Идея определения подлинности живописных полотен по отпечаткам пальцев художников, конечно, в совокупности с другими методами атрибуции, и создание мировой базы отпечатков с картин великих художников пришла мне в голову в 1987 году, когда я в составе бригады из МВД СССР проверял Карагандинскую школу милиции. Там я познакомился с очень интересным специалистом с кафедры криминалистики. Он снял с меня объемные отпечатки, вдавив мои пальцы в массу, напоминающую пластилин. А назавтра принес готовую модель кисти моей руки. Она оставляла отпечатки пальцев абсолютно идентичные моим.

    Экспертиза в Караганде и в Москве подтвердила схожесть. Если кончики пальцев модели потереть о волосы или даже подкладку головного убора, то совпадут не только отпечатки, но и потожировой, точнее химический анализ. Если отпечатки с поверхности полированного стола или стакана вовремя не откатать, они исчезнут. Но если пальчики останутся на свежей краске, они по существу вечные, подтвердил автор так и не признанного изобретения. Сколько уголовных дел можно было бы сфабриковать с его помощью, а еще больше дел можно было бы развалить. Так, что говорить, а тем более писать по этому поводу мне, мягко говоря, в то время не рекомендовали. Первые публикации по этому поводу были сделаны в 1999 году, в канун 200 летнего юбилея А.С.Пушкина в журнале «Милиция» и газете «Октябрьское поле». Статья называлась «Криминальная история одного портрета А.С.Пушкина».

    В ней описывался мой поиск подлинного портрета Пушкина по отпечаткам пальцев автора портрета Ю.Павлова. Подлинник пытались подменить копией. Успех проведенной работы буквально окрылил меня. Первое время голова кружилась от мысли, к каким открытиям мы можем прийти и какие потрясения нас ждут, если поискать «пальчики» на полотнах Рембрандта, Тициана, Шардена, Делакруа и других великих художников. Я с детства увлекался живописью и хорошо знал, что работая с красками, особенно с маслом, нельзя не наследить. Уже в 2000 годы я опубликовал по этому поводу материалы почти во всех авторитетных СМИ, в том числе на канале «Культура» с моим участием была передача, по сюжету  публикации в журнале «Огонек», вызвавшая много откликов.

    Желая привлечь к данному методу внимание специалистов по экспертизе и атрибуции произведений изобразительного искусства, я направил некоторые копии публикаций в Российскую академию художеств, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, ничего не просил, хотел только узнать их мнение. К руководителям перечисленных музеев на протяжении многих лет  обращался неоднократно, ответов никогда не было - глухое молчание.

    Конференция в Государственной Третьяковской галерее

    И совершенно неожиданно обращение в Российскую академию художеств помогло попасть мне в 2000 году на 4 научную конференцию «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства» Данная конференция была задумана руководством «ГТГ» и Объединением «МагнумАрс» как обмен опытом между музейными специалистами России, а также антикварными работниками - проводится ежегодно.

    Реальная возможность заявить о предложенном мной методе во всеуслышание возникла достаточно неожиданно, когда председательствующий по окончании запланированных докладов предложил развернуть дискуссию по докладам. Я попросил слово, представился как полковник милиции и сделал сообщение. Реакция зала не была однозначной, но очень доброжелательной. Кто-то сказал, что отпечатки пальцев действительно встречаются и не только на красочном слое, на обратной стороне холста, торцах, однако нет уверенности, что эти отпечатки принадлежат именно живописцу, поэтому их никогда в расчет не берут! Другой выступающий сообщил, что на одной работе Рембрандта есть полный отпечаток ладони и пальцев руки, видимо живописца, а может быть кого-то другого.

    В общем, мое предложение поддержали, а представитель Эрмитажа сообщил, что даже в английской аукционной фирме «Сотби» нет банка данных по отпечаткам пальцев живописцев, есть только банк данных образцов их подписей. Посоветовал мне запатентовать мой метод и главное внедрить как можно быстрее, при этом подчеркнул, что после всех твоих публикаций и дискуссий в этом зале о твоей идее будут знать все те, кого это профессионально касается не только в России, но и  во всем мире. Такой банк действительно нужен, и как показала дискуссия действительно рано или поздно будет создан. У Вас в милиции есть опыт создания банков данных отпечатков на преступников, подумайте, как сделать такой банк на отпечатки художников, сказал один из экспертов, при этом подчеркнул, только будте готовы, что на этом пути вы столкнетесь с  сопротивлением тех, от кого вы меньше всего будете этого ожидать.

     Обращение в администрацию Президента РФ

    Действительно, после моего выступления в ГТГ в 2000 году в СМИ число сообщений о нахождении отпечатков пальцев на живописных произведениях нарастало год от года по всему миру.  Это придавало мне уверенности в необходимости создания всемирного банка данных. В 2007 году я обращался в администрацию Президента РФ с тем, чтобы к этой работе подключились специалисты из МВД РФ. Вот выдержки из их ответа: «МВД России готово проработать вопрос о возможности создания новых и совершенствования существующих методик выявления, снятия с полотен следов и оценки их криминалистической значимости для формирования банка данных дактилоскопической информации и проведения криминалистических экспертиз. Подчеркиваем, что данная проблема является не только криминалистической, но и искусствоведческой.

    В этой связи решение о создании такого информационного массива должно приниматься с представителями Союза художников и специалистов правоохранительных органов». Но представители художественной общественности на высоком уровне, как было сказано выше, на мое предложение никак не реагировали. Все эти годы я публиковался в различных газетах и журналах, желая привлечь внимание специалистов к своей идее в нашей стране и за рубежом. И мне это, кажется, удалось. И что поразительно, отклики были главным образом из-за рубежа. Причем, количество сообщений о нахождении отпечатков пальцев на том или ином живописном полотне нарастало лавинообразно.

    В 2006 году мне прислали из Мюнхена выставочный проспект и несколько фотографий картины Леонарда да Винчи «Мадонна с гвоздикой». В выставочном проспекте, между прочим, сообщалось: при исследовании красочного слоя обнаружен отпечаток пальца, возможно, принадлежащий Леонардо да Винчи.

    В 2007 году в СМИ прошла информация еще об одном отпечатке пальца, оставленном художником на картине «Портрет дамы с горностаем», хранящейся в музее польского города Кракова. При этом для того, чтобы получить материал для дактилоскопической экспертизы, ученые в течение трех лет исследовали более 250 документов и картин, имеющих отношение к да Винчи. Были изучены 52 рукописи и рисунка, принадлежащие Леонардо. Они нашли 200 отпечатков пальцев. Поразительно, что целью сбора и анализирования отпечатков пальцев была не атрибуция работ  художника, а попытка установления его национальности. Попытка доказать, что он из арабов. Итак, двести отпечатков. Так почему бы не собрать их в одном месте и  сделать эти отпечатки достоянием художественной и научной общественности?

    Наконец, создать банк отпечатков с бесспорных картин и тем более рукописей, других документов. Мне было непонятно, почему заграница на этот счет молчала. Ведь необходимость создания банка для них тоже должна была быть очевидной. Позже мне объяснили, что заграница молчит по тем же причинам — точная идентификация работ никому не выгодна.

    Конференция в Государственной Третьяковской галерее 2 (неудачная попытка)

    А в 2009 году я предпринял новую попытку сделать сообщение в «ГТГ» на очередной уже 15 научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства». Получил приглашение, подал в оргкомитет конференции текст доклада для публикации в сборнике трудов, даже одобрение получил, но в конце концов за несколько дней до открытия конференции мне сообщили, что в Оргкомитете мой доклад сняли. На мой вопрос: «Почему?» заявили: «Ваш подход сочли нетрадиционным и нарушающим формат Конференции». Так же неожиданно для меня сложилась судьба моего материала, подготовленного для журнала «Государственная Третьяковская галерея». Главный редактор тепло меня встретил, одобрил мою методику, заявил о своей поддержке моей идеи, обещал разместить в ближайшем номере, но … публикация так и не увидела свет.

    В январе 2013 года ко мне обратился генеральный директор «Единого Артрееста» Александр Осипов, который сообщил, что следит за моими статьями в деле защиты искусства! Одобрил мою методику, назвал ее одной из наиболее эффективных и аргументированных. При этом сообщил, что они в Артреестре занимаются подобными вопросами, только с современными авторами, занимаются методами защиты авторских прав художников и пр.  Попросил разрешения размещения моих материалов на своем сайте, пригласил к сотрудничеству и все на этом закончилось!

    Весной 2013 года я обратился к нашему министру культуры господину Мединскому. Просил его оказать поддержку моему предложению, разбудить художественную общественность, которая все время отмалчивается. Но из этой затеи ничего не получилось, вместо ответа от министра, через несколько месяцев 20 июня 2013 г. № 1948-02-13 на бланке Министерства культуры РФ я получил ответ (дословно). «Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества внимательно рассмотрел Ваше обращение и сообщает, что в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направил его в Государственный институт искусствознания с просьбой дать заключение о целесообразности практического применения изобретенного Вами метода дактилоскопической  идентификации произведений изобразительного искусства и проинформировать Вас о принятом решении». С тех пор прошло более 4-х лет, ответа нет, да и скорее всего не будет, несмотря на часть 3 статьи 8 № 59-ФЗ.

    После того, как мне стало известна информация, что В.Ф.Вексельбергу, основателю инновационного центра Сколково, ценителю и коллекционеру предметов изобразительного исскуства, умудрились продать через аукционный дом Кристис поддельную картину Б.Кустодиева «Одалиска» и ему через суд удалось получить возмещение ущерба (Литературная газета 112-18 марта 2014 г.), я решил обратиться к нему с просьбой поддержать мою разработку. Но и на этот раз ответа я не дождался.

     Информация Интерпола и зарубежные разработки.

    В это же время в СМИ проходит информация, что по данным Международной организации уголовной полиции (Интерпол), в базе пропавших ценностей числится 80 тысяч картин и 34 тысячи предметов искусства из 115 стран. Ежегодные потери от грабителей, которые несут музеи и частные коллекции, оцениваются в 7 млрд. долларов. Незаконный оборот культурных ценностей является одним из крупнейших нелегальных бизнесов и занимает «почетное» 4-е место по обороту денег вслед за такими преступлениями, как торговля наркотиками, оружием и отмывание денег и т.п. Возможно ли эффективно бороться с преступным бизнесом такого масштаба?

    У создателей проекта FING ART PRINT, который финансируется из бюджета ЕС, есть ответ на этот вопрос: возможно, но для обуздания «музейного воровства» искусствоведам необходимо перенимать методы криминалистов и в первую очередь необходимо создать... единую базу данных «художественной как бы дактилоскопии». Оказывается, новая технология позволяет с каждой картины снять свои уникальные «отпечатки», только не пальцев, а фрагментов картин, благодаря которым можно легко и быстро провести идентификацию полотна как бы по ДНК.

    И подделать полученные данные абсолютно невозможно.

    - Это уникальный неразрушающий бесконтактный метод определения подлинности любого полотна, - уверен директор проекта FING aRt PRINT профессор Уильям Вэй.— Работает это очень просто: для начала мы выбираем на полотне картины небольшой фрагмент в несколько квадратных миллиметров, который затем сканируем с применением особого микроскопа — ахроматического конфокального профилометра, который обеспечивает субмикронное разрешение. Далее, после регистрации характеристик отражения света от сканированного участка, компьютером создается рельефная модель шероховатостей данного участка. Эта модель и заносится в базу данных вместе с цифровым снимком картины и координатами того участка.

    Для идентификации картины достаточно провести несложную операцию: заново отсканировать нужный участок и сравнить получившийся рельеф неровностей с оригиналом.

    - Данная технология позволит предотвратить не только кражу, но и подделку, - уверен разработчик технологии Кирк Мартинес, профессор кафедры электроники при Университете Саутгемптона в Великобритании. — Например, можно будет убедиться, та ли картина вернулась из реставрационной мастерской или музея, бравшего ее на выставку.

    Эта информация свидетельствует о том, что работы по защите живописных работ ведутся и ведутся успешно там, где их хотят вести, и средства на ведение этих работ находят, в том числе и из бюджета ЕС. Так почему же на разработку, которая в отличие от моей ни коим образом не позволяет атрибутировать работы, предохраняет только от подмен, деньги находят, а на мою нет. Да до денег дело даже не доходит — говорить не хотят!

    Оказывается, что реализация моей идеи — доходное предприятие.

    Так почему бы Правительству РФ несмотря на молчаливое несогласие художественной общественности и бездействие Министра культуры РФ, взять на себя инициативу по созданию предлагаемого мной всемирного банка отпечатков пальцев с полотен великих мастеров, имеющего мировое значение. Эта инициатива наших властей, поверьте мне, не пройдет незамеченной в мире и даст миру очень много. Более того, для нашего бюджета реализация моей идеи ничего не будет стоить. И еще, она будет даже прибыльна. Вот что по этому поводу говорит один из ведущих специалистов в стране профессор С.Самищенко, который, к стати, комментировал мое выступление на страницах журнала «Огонек» и на телевизионном канале «Культура».

    Вот как профессор Сергей Самищенко комментировал целесообразность создания всемирного банка данных «художественных» отпечатков: «В России в силу обстоятельств создана отличная криминалистическая база. Это та сфера, в которой мы пока не уступаем Западу, так что вполне можем создать предприятие, которое бы занималось идентификацией полотен, собирая базу данных. Коммерчески это было бы фантастически выгодно». О выгоде профессор говорит обоснованно. Не так давно к нему за экспертизой обратился коллекционер из США, который просил выяснить, совпадает ли отпечаток на принадлежащем ему полотне с отпечатком, который обнаружили на подлиннике Ван Гога. В случае положительного ответа коллекционер предлагал гонорар в размере 5% от рыночной стоимости шедевра.

    Полотно Ван Гога сегодня оценивается в 60 миллионов долларов. «Но в этом разговоре важен порядок цифр, — подчеркивает Самищенко, — первая же экспертиза окупит все заложенные затраты на создание и банка данных, и коммерческого предприятия». Важнейший вывод!!

    Телевизионная передача — победа! Идея получила признание, но об авторе ни слова!

    И вот информация от 7 октября 2016 г. В передаче НТВ ЧП-расследование - «Картина маслом». Обязательно посмотрите в интернете. В ней, как обычно в передачах на эту тему, очень много говорилось о подделках произведений живописи, больших деньгах и как различные дельцы обманывают наших «бедных» российских толстосумов типа Рыболовлева Д.Е. на миллиарды долларов и что подделки заполонили все аукционы, вт.ч. Сотбис и Кристис, и что за рубежом этим обстоятельством очень обеспокоены. Ведутся различные разработки на тему защиты живописи от подделок, в том числе прививая метки как бы ДНК и много-много всего, о чем неоднократно рассказывалось в подобных передачах о подделках. Однако, в конце почти тридцатиминутной передачи было сказано от имени редакции, что коллекционеры живописи предложили использовать при определении подлинности живописных полотен метод дактилоскопии, о котором я неоднократно заявлял в различных СМИ.

    С предложением коллекционеров я нигде никогда не сталкивался. Себя к коллекционерам не отношу. Перелистал весь интернет. Только мои публикации на протяжении 20 лет о необходимости создания банка данных отпечатков. Один из ведущих передачи адвокат А.А.Добровинский также заявил о необходимости создания банка данных отпечатков пальцев, встречаемых на холстах и привлечении к его созданию его клиента Рыболовлева Д.Е. Таким образом, моя идея в конце концов как бы победила. Огорчило только то, что на мое авторство, о котором, вне всякого сомнения, было известно участникам передачи из множества публикаций на тему создания банка отпечатков, не оказалось ни одной ссылки, и я подозреваю, что не случайно, так как «борьба пчел с медом» по определению невозможна, и все участники телевизионной передачи лукавят, ибо сложившаяся ситуация им всем выгодна.

    Мне же обращаться за поддержкой не к кому. Я – один, я действительно один! Страшно, что музейным работникам, хранителям бесценных полотен, этого не надо, министру культуры — не надо. А почему, не надо? Об этом в очередной раз поведала передача на канале НТВ 2 июля 2017 года «Новые русские сенсации» - «Тайная страсть миллиардеров». Не надо потому, что все воруют, при чем, безнаказанно. Торгуют не только произведениями искусства, а еще и экспертизами. Эксперты – это такие же участники криминального рынка. И, безусловно права известная обозреватель Л.Кислинская, пригласившая меня в редакцию газеты «Совершенно секретно» в далеком феврале 2006 года для интервью, в результате которого через 5 дней на целую полосу опубликовала материал на обсуждаемую тему под огромным заголовком «Гиперболоид полковника Кошкина» с подзаголовком: «Офицер милиции предложил доказывать подлинность полотен мастеров живописи по их отпечаткам пальцев», отметив в заключение, что «Сложно сказать, как сложится дальнейшая судьба ноу-хау полковника Кошкина. Боюсь, что определенными кругами очередной «гиперболоид инженера Гарина» будет блокирован. Точная идентификация работ великих и модных художников невыгодна сейчас ни могущественному клану антикваров, ни «хранителям» многих государственных музеев, где, по некоторым данным, большинство подлинных полотен мастеров заменено искусными подделками...».

    И все же после просмотра по НТВ передачи «Картина маслом» утешает мысль, что мой почти тридцатилетние усилия, возможно, не пропадут даром и я, в свою очередь, хочу выразить благодарность всей журналистской братии, которая способствовала пробиванию идеи создания всемирного банка отпечатков пальцев, встречающихся на живописных полотнах и документах художников. И, конечно же, будет неоправданной глупостью, чтобы не сказать более, если будет похоронена или реализована не в России идея, имеющая поистине мировое значение, которая поднимет престиж нашей страны.

                                                                                      Е.КОШКИН, канд. техн. наук,
                                                                                      тел. +7 903 677 1842



Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]