СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • Советские товарные знаки. Что делать?

    В последнее время вопросы обладания известными советскими товарными знаками (брендами) стали очень актуальны, а вследствие этого часто публично обсуждаемы. В связи с выпуском в постсоветское время различными предприятиями продукции под советскими брендами встает вопрос о возможности, законности и необходимости использования известных советских брендов на выпускаемой в наше время продукции.

    Продукция, выпускаемая в настоящее время под известными советскими брендами, конкурентоспособна. Производство и продажа такой продукции выгодны ее производителю и продавцу, на внутреннем и внешнем рынках. Покупатель, отдавая предпочтение данному виду продукции, выбирает не производителя, а товар. Точнее его представление о нем, исходя из памяти о его качестве.

    Основной вопрос на наш взгляд в одинаковости качества, выпускаемой в настоящее время, продукции под известными советскими брендами и этой же продукции советского времени. В соответствии качества нынешней продукции качеству продукции известных советских брендов советского периода собственно и есть ответ на поставленный вопрос – о возможности, необходимости и праве использования производителями известных советских брендов на продукции настоящего времени.

    Современный производитель продукции под известными советскими брендами не затруднялся с разработкой известного с советских времен бренда, с его рекламой и продвижением на рынок. Он использовал готовый разрекламированный, благодаря качеству товара, известный советский товарный знак. Известный советский товарный знак нельзя приравнивать к обычному товарному знаку в силу его известности.

    В настоящее время право на известный советский товарный знак возникает только у одного правообладателя, первого зарегистрировавшего это право в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент).  Полученное правообладателем свидетельство охраняет его право как единственного правообладателя. Действует принцип  приоритетного права, лишающий остальных добросовестных производителей иметь правовые основания обладать известным советским товарным знаком, и выпускать под ним продукцию. Приоритетный принцип позволяет на законных основаниях первому приоритетному правообладателю известного советского товарного знака запрещать другим добросовестным производителям товара производить свою продукцию под этим охраняемым известным товарным знаком. Несомненно, такой приоритетный принцип охраны несправедлив для всех остальных участников рынка и тормозит его развитие.

    Роспатент в постсоветское современное время в нарушение законодательства о товарных знаках выдал ряду предприятий свидетельства на товарные знаки, являющиеся известными советскими брендами. Свидетельства на известные советские товарные знаки выдавались Роспатентом разных видов: на общеизвестные товарные знаки и свидетельства на обычные товарные знаки, последние виды свидетельств выдавалась с прямым нарушением закона. Хотя   законодательство о товарных знаках изменялось в постсоветское время не раз, нормы, запрещающие выдать свидетельства на обычные товарные знаки на общеизвестные товарные знаки, а известные советские товарные знаки, априори являются таковыми, оставались неизменными, как в законодательстве советского периода, так и в законодательстве современного периода. В настоящее время пункт 1.1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака» не допускает государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Пункт 6.3 этой же статьи ГК РФ не позволяет зарегистрировать в качестве товарных знаков обозначения тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными. Любой человек знакомый с продукцией под известными советскими брендами, даже по части (элементу) этого товарного знака, не говоря уже о товарном знаке целиком, может сказать, что, например, это обозначение является обозначением сыра, а это – шоколада. Роспатентом в нарушение обозначенных выше статей ГК РФ выдано огромное количество свидетельств на обычные товарные знаки, ставшие общеизвестными товарными знаками советского периода: шоколада, конфет, сыров, сгущенного молока, водок, вин и многих других.

    Второй, применяемый в настоящее время, способ охраны известных советских товарных знаков – это получение свидетельств на общеизвестные товарные знаки, исключительное право охраняемого свидетельством известного товарного знака возникает, как было отмечено выше, у единственного первого зарегистрировавшего этого право (первого получившего свидетельство на известный товарный знак). На сайте Роспатента в реестре свидетельств на общеизвестные товарные знаки постсоветского периода находим достаточное количество известных советских товарных знаков, принадлежащих только какому-либо одному правообладателю: «Русская», «Смирновъ», «SMIRNOFF»,  «Moskovskaya», «Stolichnaya vodka», шоколад и шоколадные изделия «Аленка», пиво «Балтика», конфеты (карамель) «Барбарис».

    Основное требование покупателя к современному производителю товара, под известными советскими брендами, это не изменять качество товара, т.е. делать (оставлять) его «советским».

    Поэтому единственным критерием правомочности обладания известными советскими брендами должно быть «советское» качество продукции, соответствующее государственному стандарту (далее – ГОСТ) советского времени. Определять качество продукции и соответствие технологии его изготовления ГОСТу советского времени, должна соответствующая государственная служба.

    Обладателями известных советских товарных знаков могут и должны быть несколько правообладателей, производящих одну и ту же продукцию, т.е. у одного и того же известного советского товарного знака может быть несколько правообладателей. Каждый, кто хочет и может производить продукцию по  технологии советского ГОСТа может и должен им владеть.

    Известный советский товарный знак можно сравнить с регистрацией Роспатентом наименования места происхождения товара (географического указания). В настоящее время Роспатент в нарушение статьи 1516 «Наименование места происхождения товара» ГК РФ регистрирует в качестве обозначения места происхождения товара несуществующие и никогда не существовавшие географические объекты. В качестве места происхождения товара по действующему законодательству о товарных знаках может быть зарегистрирован только реальный географический объект. Из всего объема зарегистрированных Роспатентом обозначений мест происхождения товара, примерно половина в соответствии с законодательством не может ими быть. Названия зарегистрированных Роспатентом географических наименований содержат дополнения, не принадлежащие названиям этих географических объектов, например: «Минеральная вода «Анапская», «Минеральная вода «Иркутская», «Минеральная вода «Усполонь», «Минеральная вода «Семигорская-6»; «Минеральная вода «Мальтинская»; «Минеральная вода «Козельская», «Минеральная вода «Константиновская-1», «Минеральная вода «Вологодская», «Минеральная вода «Шадринская 1», «Зеленоградская минеральная вода», «Ессентуки целебная»,«Новотерская классическая», «Минеральная вода «Кисловодская целебная», «Минеральная вода «Зеленоградская настоящая». Правильная регистрация географического наименования минеральной воды, например, «Зеленоградская», как то предписывает норма статьи 1518 «Государственная регистрация наименования места происхождения товара»ГК РФ, исключила бы регистрацию несуществующие географических наименований или названий несуществующих географических объектов. Неправильно зарегистрированное Роспатентом обозначение минеральной воды «Шадринская - 1» и правильно зарегистрированное «Шадринская», позволило иметь противоречащих какой-либо логике два географических указания одного и того же географического объекта. В реестре мест происхождения товара Роспатента  содержатся следующие географические объекты: «Сыр «Стародубский»; «Русская водка»; «Рудненский тан»; «Нолинские пряники»; «Башкирский мед»; «Тульский пряник»;«Тульский самовар»; «Астраханские арбузы»; «Астраханские томаты». Географические объекты Российской Федерации с такими названиями вероятно известны только Роспатенту. Стоит заметить, что Тула знаменита своими ружьями, а Астраханская область славится своими осетрами. Значит вполне возможно, что впереди у нас еще как минимум два новых названия этих двух географических объектов. А надо было всего лишь соблюсти закон и зарегистрировать обозначения «Тульский» и «Астраханские», без каких либо дополнительных слов, и регистрировать эти географические указания всем желающим производить разную известную отвечающую качеству этих мест продукцию. Зарегистрированный Роспатентом географический объект с названием «Русская водка» отсутствует на карте России, поскольку он не может быть привязан к какому-нибудь географическому месту. При желании правообладателю географического указания возможно на этикетке продукта проставлять какой-либо отличительный неохраняемый элемент, в виде слов «Отличная» или «Настоящая» или делать этикетки разного цвета, но при этом потеряется смысл охраны географического указания, поскольку продукт должен отвечать природным свойствам географического объекта с реально существующим названием. Покупатель выбирает такой продукт именно за его природные свойства и качества, известные ему из географического наименования, поэтому единообразие вида товарного знака для удобства выбора товара покупателем приветствуется.

    Как отмечалось выше, единственным критерием правомочности обладания известными советскими брендами должно быть проявление у товаров «советского» качества, соответствующего ГОСТу советского времени. По аналогии права можно сказать, что единственным условием для регистрации известного советского бренда является его советское природное качество товара, место происхождения которого страна СССР, и таких правообладателей одного и того же наименования места происхождения товара, производителей одного и того же товара может быть несколько одновременно.

    Для известных советских товарных знаков должен использоваться свой индивидуальный путь охраны (выдачи свидетельств), поскольку, как отмечалось выше, известный советский товарный знак нельзя приравнивать к обычному вновь созданному сегодня.

    Выдачу охранных свидетельств на продукты под известными советскими товарными знаками предлагается организовать в государственной организации, устанавливающей соответствие продукта советскому ГОСТу, сотрудники которой должны нести правовую ответственность за выдачу заключений, содержащих недостоверные сведения. В настоящее время в случае ошибки экспертов Роспатента при выдаче как свидетельства на товарный знак, так и патента на объекты патентного права, правовая ответственность не предусмотрена. Поскольку согласно ГК РФ выдачей свидетельств на товарные знаки занимается Роспатент, можно выдачу свидетельств на известные советские товарные знаки возложить и на него, предусмотрев за это государственную патентную пошлину. Выдача свидетельства Роспатентом должна быть непреложной, после представления потенциальным правообладателем известного советского товарного знака заключения от государственной организации о соответствии его продукта советскому ГОСТу. Поручать выдачу свидетельств на известные советские товарные знаки только Роспатенту нельзя, поскольку  эксперты Роспатента неправомочны, оценивать качество продукции. И как отмечалось выше, отсутствие правовой ответственности у экспертов Роспатента за выдачу неправомерных охранных документов, влечет за собой получение свидетельств на несуществующие незаконные товарные знаки, или единоличное обладание известным советским товарным знаком каким-либо предпринимателем. Обладание неправомочным законно слабым охранным документом или единоличное обладание известным советским товарным знаком, продукцию под которым производят многие другие производители, является несправедливым по отношению к ним и не способствует развитию здоровой конкуренции.

                                                                                                               Е.СКИДАНОВА




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]