СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • ШИНОДЕМОНТАЖ

    Прежде была школа, которую Валентина закончила с золотой медалью, получив право прямиком без экзаменов поступить в любой институт, и она выбрала любимую химию. Поступила на факультет резин и пластмасс в Московский институт тонкой химической технологии – второй по значимости, так как носит имя М.В. Ломоносова, как и МГУ.

    Спустя шесть учебных лет была направлена работать в НИИ шинной промышленности (НИИШП) конструктором, где и прослужила верой и правдой 38 лет. Двадцать лет как на пенсии.

    Вот и вся биография. Казалось бы всё обыденно. Ан-нет, потому как в течение полувека Валентина Васильевна изобретала, что стало её второй ипостасью, смыслом жизни.

    Центром внимания, изучения, исследования и, наконец, усовершенствования стало для Валентины Васильевны… автомобильное колесо, предмет всем известный, как пять пальцев, потому как крепится к ступице посредством пяти гаек. И это всё, что должен знать шофёр – владелец авто или наёмный водитель.

    Но почему-то по всему миру, как горох вдоль дорог, рассыпаны мастерские с одинаковым названием на всех языках – ШИНОМОНТАЖ.

    Об этом потом подробнее, но сначала о колесе – предмете, как сказано, простом, однако в НИИШПе, тем не менее, трудился целый конструкторский отдел, занимающийся обустройством только верхней резиновой части колёсных дисков.

    Валентина Васильевна прежде младший, а затем ведущий научный сотрудник, поставила дело толково, всякий раз привнося в тонкие технологии свои тонкости. Неспроста был получен «красный» диплом института тонкой химической технологии. А затем – десяток авторских свидетельств на изобретения.

    Способствовал карьерному росту молодого конструктора директор НИИШПа, Герой социалистического труда Петр Федорович Баденков.

       

    - Уникальный был руководитель, – вспоминает Валентина Васильевна. – И дело свое знал досконально, и, как член райисполкома, честно старался служить коллективу. В частности, на средства, заработанные НИИШП, построил шесть многоквартирных домов для сотрудников. И мне перепала «двушка» за то, что я принимала активное участие в создании модели шины И111А (была такая), которая «пришлась ко двору» во всех странах СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, если кто уже не помнит).

    Тогда, в далёком 1972 году, НИИШП заключил лицензионное соглашение с Болгарией, Венгрией, Чехословакией на совместное производство и использование модели И111А, а в Болгарии к тому же построили завод по их серийному выпуску. Валентине Васильевне перепал свой кусочек «социалистического пирога», и она купила себе «копейку» – ВАЗ 2101. На ней рассекала по тёмному тогда МКАДу, удивляя гаишников. Это сейчас миллионы «Жигулей» и иномарок ездят толпами и так же стоят в пробках, а тогда – женщина за рулём блестящей «копейки» была редкостью, а пробок не было вовсе.

    Вторым пособником в делах Валентины Васильевны был её непосредственный командир, начальник конструкторского отдела Виктор Николаевич Пращикин, помогавший ей в рутинной работе, а после триумфа модели И111А просто потребовал от своей подчиненной защитить диссертацию на учёную степень кандидата технических наук. Что и случилось.

    Почти одновременно В.Н. Пращикин и В.В. Дроздова стали Заслуженными изобретателями РСФСР, что в дальнейшем сыграло большую роль в развитии изобретательства в НИИШПе вообще.

    Третьей участницей становления Валентины Васильевны как изобретателя была её старшая подруга Алиса Николаевна Хромова, тоже конструктор, но не КБ, а опытного завода НИИШПа. Вместе они проводили все испытательные работы (в том числе и изделия №111). Сама Алиса Николаевна писать заявки на изобретения не любила, довольствовалась тем, что фиксировались её многочисленные рацпредложения, которые быстро оплачивались. Она даже дважды получала высшую премию, как выдающийся рационализатор отрасли – по 20 тысяч рублей.

    В 1989 году было получено новое а.с. 1535748 на протектор уникальной, весьма перспективной шины в соавторстве с группой товарищей, которые непосредственно участвовали в процессе. Все ждали, что промышленность примет её на ура! Смысл новшества весьма специфичен, но формулу изобретения всё же приведём:

    «1. Протектор пневматической шины, …отличающийся тем, что с целью повышения эксплуатационных свойств за счёт повышения жёсткости и прочности элементов рисунка в зоне между зигзагообразной канавкой и грунтозацепами, расположенными между шашками первого и второго ряда, …ширина канавок составляет не больше половины самих грунтозацепов.

    Столь подробное цитирование отличительных признаков формулы изобретения говорит о том, насколько скрупулезно рассчитывали специалисты саму конструкцию шины. Эта формулировка была принята на заводах как данность; другой не предвиделось.

    Но грянул 1991 год – конец горбачевской перестройки. Страна под торгово-развлекательным триколором Ельцина-Гайдара-Чубайса и иже с ними пошла прямиком из хромого социализма в дикий капитализм. С волками жить по-волчьи выть: новые власти потребовали в кратчайший срок «перековать» авторские свидетельства в патенты, что Валентина Васильевна и сделала сама, получив патент на новую шину. Тут то и появилось новое патентное право, по которому патентообладатель стал собственником и мог по-своему, но уже по капиталистически, брать мзду за использование своей интеллектуальной собственности. Это потребовало заключения договоров с предприятиями, использующими технологию, обозначенную уже в патенте за тем же № 1535748.

    Не все «капиталисты» стали заключать лицензионные договора с изобретателем. Так АО Московский шинный завод продолжил выпуск дроздовских шин без договорных отношений, о чём владелица патента подала иск в Лефортовский муниципальный суд Москвы. Тот, тщательно разобравшись в деле, удовлетворил требование автора и взыскал в пользу изобретательницы круглую сумму рублей.

    Этот факт засвидетельствовала газета «Коммерсант Дейли» (16.11.1996 г.). Подобные стычки были бы ещё и ещё, но после выступления столь почтенной газеты всё быстро улеглось, дабы не порочить патентное право – основу капитализма.

    Изобретателю потекли деньги – и немалые. Валентина Васильевна со скрипом, лишь с помощью своей тёзки Валентины Терешковой, купила «за свои» квартиру для взрослой дочери и сменила свою старую, зажили хорошо, но…пришла «болячка», характерная для работника химической промышленности.

    В мемориальной «копилке» Валентины Васильевны есть специальная пластиковая страничка, к которой прикреплены все её награды, начиная от школьной золотой медали, до…

    …до того, как не стало НИИШПа, и тех замечательных людей, что «обували» наши «Лады», «Газели», «КАМАЗы», «БелАЗы», «ЛиАЗы» и прочий городской транспорт.

    Ныне российский автопром на коленях, а раздробленная и приватизированная шинная промышленность только пытается переходить на капиталистические стандарты. Но как это сделать?

    Все иномарки катаются на шинах, построенных на естественном природном каучуке, а в СССР был и остаётся по сей день синтетический; другого нет и не предвидится. Потому что каучуконосы, в частности, гевея, в нашем климате не растут.

    У нас корд в основном был капроновым, а за бугром – металлический. Нынче пробуют внедрить металл, но получается только для скоростных легковушек.

    В общем, шинная промышленность буксует, как никакая другая отрасль. Столичные шиномонтажники говорят, что им иногда попадаются для починки камские, омские и белорусские колёса, как правило, с «грыжами», полученными при езде по ухабам, и – на выброс. Монтаж-демонтаж бескамерных покрышек – без разницы: что наши, что импортные; колёс с камерами почти не осталось.

    Российская резина держит дорогу хуже, чем «Данлоп», «Гудьер», «Мишлен», «Пирелли» и прочие, имя им – легион. Стоит в полтора-два раза дешевле, но кто часто ездит и далеко, главное – уверенность в пути, а не цена. С протекторами, внедрёнными в конце прошлого века, сказывают ветераны шиномонтажа, лучше стало, чем было, но всё же – не то! В общем, ответили шиномонтажники, надо перестраиваться, другого пути нет. А, может, возродить НИИШП?

    Подключить бы Валентину Васильевну, да поздновато; она – почётный пенсионер, да и силы уже не те.

                                                                                        Юрий ЕГОРОВ, Татьяна НОВГОРОДСКАЯ




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]