СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • История охраны изобретений в России, часть 1

    Охрана изобретений в царской России.

    В 1812 году император Александр I утвердил и манифестом от 17 июня опубликовал первый в России Закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». В соответствии с I разделом Закона, привилегией на изобретение являлось свидетельство, удостоверяющее в том, что изобретение в свое время было предъявлено правительству как собственность, принадлежащая указанному в привилегии лицу. При этом правительство не гарантировало точность принадлежности изобретения именно тому лицу, которое указывалось в привилегии и предоставляло право любому лицу оспаривать в суде происхождение изобретения. Сама же не оспоренная в суде привилегия предоставляла её владельцу следующие права: исключительное право использовать самому изобретение в течение указанного в привилегии срока; вводить, употреблять и продавать другим, как само изобретение, так и передавать саму привилегию; преследовать судом нарушителя вытекающих из привилегии прав с целью возмещения понесенных убытков.

    Интересен тот факт, что Закон определял нарушителя прав, вытекающих из привилегии, как лицо, осуществляющее подделку изобретения на которое выдана привилегия. При этом подделкой признавалось «…точное и во всех существенных частях сходное производство изобретения…, хотя бы и сделаны были в нем некоторые маловажные и к существу его не принадлежащие перемены».

    Желающий получить привилегию был обязан представить правительству точное описание своего изобретения …со всеми существенными подробностями, приемами и способами использования, с чертежами и рисунками, «не утаивая ничего, что к точному производству относиться может» и уплатить установленную пошлину. Отсутствие подробного описания изобретения лишало возможности получения привилегии. Не могли быть выданы привилегии, касающиеся предметов, которые «не только государству, но и частным людям никакой пользы не приносят или еще и во вред отразиться могут». Закон предоставлял возможность выдачи привилегий на изобретения, сделанные за рубежом, но при условии, что эти изобретения нигде не были описаны и не использовались в России.

    Во II разделе Закона определялся порядок выдачи привилегий. Желающий получить привилегию должен был подать прошение в Министерство внутренних дел (сейчас МВД России занимается несколько другими делами!), приложив к нему описание изобретения, в котором необходимо было объяснить подробно пользу, ожидаемую от изобретения. Министерство рассматривало на своем Совете прошение и только в случае признания полезности изобретения направляло прошение на рассмотрение вышестоящего органа правительства России – Государственного совета. При рассмотрении прошения Министерство обязано было предварительно проверить, не была ли уже выдана привилегия на подобное изобретение. В случае поступления прошений о выдаче нескольких привилегий на одно и то же изобретение, привилегия выдавалась тому, кто первый подал прошение. Таким образом, перед выдачей привилегий производилось оценка полезности изобретения и его новизны, правда, только относительно уже выданных привилегий.

    III раздел Закона устанавливал форму привилегии, которая включала в себя:

    1)  имя владельца;

    2)  дату подачи;

    3)  описание изобретения;

    4)  срок действия;

    5)  уплату пошлины;

    6)  подпись Министра внутренних дел;

    7)  печать Министра внутренних дел.

    В IV разделе Закона указывались сроки действия привилегий и размеры пошлин. Так, по желанию заявителя привилегии выдавались на 3, 5 или 10 лет. Для интереса будет неплохо узнать, сколько тогда стоило удовольствие для российских подданных получить привилегии: на три года – 300 рублей, на пять лет – 500 рублей, на десять лет – 1500 рублей. По тем временам, это скажем, просто бешенные деньги для простого человека!

    Перечень оснований для прекращения действия привилегий был помещен в V разделе Закона. К ним относились истечение срока действия; решение суда, доказывающее отсутствие новизны изобретения на дату подачи прошения о выдачи привилегии по причине раскрытия изобретения в публикациях, сделанных как в России, так и за рубежом, или открытого использования изобретения в России; доказательство невозможности по описанию изобретения получить ожидаемую от него пользу. О прекращении действия привилегии производились необходимые публикации.

    В VI разделе Закона раскрывался порядок судебного разбирательства по делам, связанных с выдачей привилегий. Судебное разбирательство осуществлялось в Совете Министерства внутренних дел с приглашением необходимых специалистов по выбору спорящих сторон, в равном для каждой стороны числе. Решение принималось большинством голосов. Жалобы на решения, принятые в ходе судебного разбирательства, окончательно рассматривались Правительствующим сенатом – высшим государственным органом России, подчиненным императору.

    Первый в России закон об охране промышленной собственности начал действовать незамедлительно, и уже в 1814 году была выдана первая привилегия. Быстрые успехи российской промышленности и мануфактурной деятельности потребовали внесения изменений и дополнений в ранее принятый Закон. Такие изменения были утверждены Николаем I от 22 ноября 1833 года в виде «Положения о привилегиях». В главе «О существе привилегий» указывалось, что привилегии могут быть выданы как на всякие открытия, изобретения, так и на их усовершенствования. При этом перечислялись разновидности охраняемых объектов: «общеполезные предметы, способы производства в искусствах, мануфактурах, ремеслах». Подчеркивалось, что исключительная привилегия может испрашиваться лицом, которое сделало открытие, изобретение или усовершенствование.

    Были расширены права, предоставляемые владельцу привилегии. Так он мог не только вводить, употреблять и продавать другим свое изобретение или саму привилегию, но и «дарить, завещать и иным образом уступать другому на законном основании как предмет, на который выдана привилегия, так и саму привилегию, или же, разрешать другому использование на все предоставленное изобретателю время или меньший срок» - т.е. лицензия в современном смысле слова. В разделе Положения «О порядке выдачи привилегий» появились существенные изменения и дополнения. Прошение о выдачи привилегии направлялось теперь в Департамент мануфактур и внутренней торговли с указанием срока действия привилегии и с объяснением пользы изобретения. Указывались требования к полноте раскрытия изобрете6ния: «…со всеми его подробностями, приемами и способом применения, с принадлежащими чертежами и рисунками, без утаивания того, что может относиться к точному воспроизведению, так, чтобы знающие то дело люди могли по одному описанию и чертежам воспроизвести описанное в привилегии изобретение, не имея нужды прибегать к догадкам или исправлению недостатков, в нем содержащихся».

    Практически такое требование к раскрытию изобретения в описании дошло и до наших дней. Оно содержится практически во всех патентных законодательствах ведущих стран мира. Но особый смысл приобрело еще одно требование к описанию. «…В описании то, что именно составляет новый предмет, то есть на что испрашивается привилегия, должно быть с точностью определено». Именно это требование привело в дальнейшем к появлению формулы изобретения. Каждая привилегия должна была доводиться до сведения публики путем опубликования в журналах соответствующего профилю изобретения министерства, а также в «Сенатских ведомостях» и «Публичных ведомостях»  Санкт - Петербурга и Москвы. Независимо от публикаций, департаменты, выдающие привилегию, были обязаны каждому желающему предъявлять реестр новых изобретений, на которые выданы привилегии.

    Следующие изменения в законодательство были внесены в период царствования  Александра II. 30 марта 1870 года он утвердил подготовленный Государственным советом закон «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения». Все прежние законодательные акты исходили из того, что привилегия является милостью, даруемой просителю не столько в знак признания новизны сделанного изобретения, сколько ввиду его особых заслуг перед правительством (как государственная награда). Основное отличие нового законодательного акта от прежних, состояло в том, что изобретатель, в соответствии с оговоренными Законом условиям, имел право на патент, который является только документом, удостоверяющим исключительные права его владельца. И этот документ выдавался по Закону, а не в знак особой милости кого-то за какие-то заслуги перед кем-то.

    В период с 1814 по 1896 годы было выдано 6 333 привилегии.

    Следующий законодательный акт был принят Николаем II, 20 мая 1896 года после многократного обсуждения было принято «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» и «Постановление Государственного совета об утверждении «Положения». Ключевое место в Постановлении занимали вопросы, касающиеся создания патентного ведомства и организация его работы. Функцию патентного ведомства призван был выполнять Комитет по техническим делам при Департаменте торговли и мануфактур. При комитете состояли эксперты, приглашаемые по вольному найму председателем Комитета из лиц с высшим и преимущественно техническим образованием для предварительного рассмотрения дел по привилегиям на изобретения и усовершенствования, наравне с постоянными членами Комитета.

    Постановлением были установлены ежегодные пошлины вместо единовременных. Вводилась льгота для малоимущих русских подданных. Само прошение представляло собой заявление, подаваемое в Комитет по техническим делам, и содержало просьбу о выдаче привилегии на имя одного или нескольких изобретателей. К прошению прилагались: полное описание изобретения или усовершенствования на русском языке, квитанция об уплате пошлины за рассмотрение прошения и публикацию - ну прямо как сейчас! В конце описания должны быть перечислены отличительные особенности  заявленного изобретения или усовершенствования, составляющих, по мнению просителя, его новизну. Тем самым фактически впервые было установлено правило выдачи привилегии с формулой изобретения.

    Кроме того, впервые Положением был установлен единый срок действия привилегий в России, - 15 лет.

    Объявления о всех выданных привилегиях публиковались в «Правительственном вестнике» и «Вестнике финансов». Следует отметить, что с конца 19-го века в России начался бурный рост промышленного производства и небывалая концентрация капитала, что будущий вождь мирового пролетариата – В. И.  Ленин назвал «Империализмом». А рост производства напрямую связан с изобретательской активностью. Вот Вам пример -  с 1896 года по 1917 год выдано 29 745 привилегий.

     Охрана изобретений в Советской России.

    Декретом Совета Народных Комиссаров «Положение СНК об изобретениях» от 30 июня 1919 года, подписанное Председателем СНК В.И. Лениным, была открыта первая страница советского периода российского законодательства в области правовой охраны изобретений. Сам факт принятия указанного Положения в разгар Гражданской войны свидетельствует о том, какое важное значение придавало руководство советского государства изобретательству как одному из инструментов в восстановлении хозяйства и экономике разрушенной страны. Положение отображало идеологическую линию в социально-экономической политике государства, заключавшейся в концентрации собственности, включая промышленную, в том числе и путем национализации, в руках государства.

    Данная политика в изобретательской деятельности привела к оттоку из России части изобретателей, в том числе и известных, например И. И. Сикорского – выдающегося авиаконструктора, начавшего свою деятельность изобретателя - авиаконструктора (создавшего впервые в мире четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец») в России, а закончившего – в Америке, как знаменитого конструктора вертолетов. Но большинство изобретателей все же осталось, среди них были и известные, например, инженер-электрик Г. М. Кржижановский, ставший в 1920 году председателем Государственной комиссии по электрификации России, известного в истории как план ГОЭЛРО. Остался в советской России и ученик Сикорского – Н. Н. Поликарпов, который с ним в 1916 году в Петроградских мастерских строил «Илью Муромца» – в будущем выдающийся советский авиаконструктор, создавший серию самолетов от У-2 (с 1945 года - ПО-2) до И-16. Можно привести в пример также и знаменитого изобретателя-оружейника, создателя первого ручного пулемета Красной армии РПД – В. А. Дегтярева и его ученика – Г.С. Шпагина, чьими автоматами ППШ была оснащена советская пехота в Великую Отечественную войну, Но вернемся к теме.

    Советским правительством был определен орган, уполномоченный производить оценку полезности изобретений – Комитет по делам изобретений. Из Положения следовала необходимость разграничения личных и имущественных прав на изобретения: личные (авторские) права на изобретение сохранялись за изобретателем, а имущественные права на изобретения передавались государству. Согласно Положению, объявленные достоянием государства изобретения поступали в общее пользование всех граждан и организаций. За изобретателем, чье изобретение объявлялось достоянием государства, в том числе и в принудительном порядке, сохранялось право на получение определенного вознаграждения.

    Ведение НЭПа потребовало изменение законодательства в области охраны промышленной собственности в СССР. 15 сентября 1924 года было введено в действие Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР «О введение в действие постановления о патентах на изобретения». Постановление была введена патентная форма охраны изобретений на территории СССР, установлен 15-и летний срок действия патентов, восстановлено действие патентов «досоветского» времени. Исчисление срока действия патента осуществлялось со дня его опубликования и по ходатайству патентообладателя его действие могло быть продлено на 5 лет.

    Постановлением были установлены ежегодные пошлины и льготы для неимущих изобретателей при уплате пошлин. Льгота по новизне позволяла авторам изобретений и их правопреемникам получить патент на изобретение в случае его демонстрации на выставке на территории СССР, если заявка на изобретение подавалась в течение 6-и месячного срока со дня открытия выставки (так называемый выставочный приоритет).

    Заявка на получение патента должна была содержать:

    1)  заявление;

    2)  описание изобретения;

    3)  патентную формулу;

    4)  чертежи, если они необходимы.

    Приоритет изобретения исчислялся с даты поступления заявки в Комитет по делам изобретений или бюро по приему заявок.

    9 апреля 1931 года было принято Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «О введение в действие положения об изобретениях и технических усовершенствованиях», которое явилось поворотным пунктом в истории развития законодательства в области охраны промышленной собственности в СССР. Постановление дало жизнь двум параллельно просуществовавшим в СССР более 60-и лет формам правовой охраны изобретений – авторскому свидетельству и патенту, и определило доминирующее значение в СССР первой из них. Несмотря на пропаганду авторского свидетельства с 1924 года по 1931 год в СССР было выдано всего 3 633 авторских свидетельств на изобретения и 31 197 патентов на изобретения! На изобретателях того времени сказывалось то, что свой патент это своя собственность, за использование которой другими лицами можно получить деньги.

    Однако Постановлением были установлены льготы для обладателей авторских свидетельств, (но не патентов) на изобретения. В частности, эти льготы касались преимущественного права на получение жилья, на занятие научных должностей по месту работы, на поступление в высшие учебные заведения (причем, эта льгота предоставлялась не только изобретателям, но и их детям!), на получение дополнительного отпуска и путевок в санатории и дома отдыха. Эта политика в области изобретательства принесла свои плоды: с 1931 года по 1941 год в стране было выдано 28 779 авторских свидетельств нам изобретения и всего 1 722 патента.

    5 марта 1941 года постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР было утверждено Положение «Об изобретениях и технических усовершенствованиях и о порядке финансирования затрат по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализаторским предложениям». Страна находилась на пороге войны и руководство СССР стремилось направить изобретательство на нужды военного времени. Централизованные методы управления народным хозяйством и экономикой СССР не могли не сказаться и на изобретательстве, значение которого в научно-техническом развитии страны отлично понимало руководство страны. Стремление сблизить во времени создание и использование изобретений, сделать их составляющими единого в организационном плане процесса повлекло за собой постановку эксперимента, ставшего основной новацией нового Положения: передачу вопросов, связанных с выдачей охранных документов в ведение народных комиссариатов (министерств), т. е. их децентрализацию.

    Постановление упорядочивало финансовую сторону работы по изобретательству, ужесточало плановый характер расходования средств в этой сфере народного хозяйства страны. Во время Великой отечественной войны такой подход к делу изобретательства в основном себя оправдал. Он оправдал себя и во время послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, однако в последующий период такое положение вещей стало тормозом в развитии изобретательства в стране.

    С 1941 года по 1959 год было выдано 62 382 авторских свидетельства и только 560 патентов.

    Окончание следует.

                                                                                                                      Роман ПОЛЯК




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]