СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • «ЗАПИСКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ» ИГОРЯ ИВАНОВА (часть 9)

    Обязанности ведущего в сеансе МА: Успехи, результативность работы группы в большей мере зависят от ведущего, который осуществляет оперативное управление и поддерживает непринуждённую обстановку и чувство юмора. Кроме того на ведущего возлагаются обязанности:

    Большой эффект даёт распределение между членами группы определённых ролевых установок: «изготовитель», «потребитель», «ремонтник», «продавец», «эколог» и т. д. Может возникнуть ситуация, когда предложение одного из членов группы не нравится другому, завязывается длительный спор. Когда становится ясно, что обе стороны привели все возможные доказательства, но к соглашению не пришли ,ведущий может предложить спорщикам поменяться ролями: автор идеи должен её критиковать, а оппонент отстаивать. Такая перемена ролей, помогающая увидеть предмет спора с разных сторон, позволяет найти рациональное зерно в предложении и конструктивно решить спор.

    Роль ведущего сродни роли дирижёра в оркестре. Он не столько ищет решение сам, сколько направляет поиск в нужном направлении.

    Есть ещё несколько правил, полезных для ведущего.

    Серьёзную трудность иногда вызывает определение авторства отдельных предложений. При коллективном творчестве вряд ли справедливо считать автором человека, высказавшим окончательную идею – чаще всего его навёл на мысль кто – то другой, который, в свою очередь, обязан третьему… Очень важно с самого начала работы группы чётко оговорить вопросы авторства.

    Организация проведения МА. Приглашать на совещание желательно за 2 – 3 дня с изложение сути задачи, чтобы участники могли подумать и настроиться. Иногда бывает целесообразно заранее сообщить постановку задачи только части участников.

    Помещение должно быть по возможности нейтрально и не шумное. Лучше всего сидеть за круглым или П – образным столом, чтобы все друг друга видели. Желателен показ натурального образца, макета или эскиза объекта, который требуется улучшить.

    Запись и оформление результатов МА.    Фиксирование идей, высказанных во время сеанса, производится одним из трёх способов – стенограмма, магнитофон или каждый участник записывает свою идею сам. Пробовали снимать на кинокамеру, но положительного результата не получили. Она отвлекает участников группы, они стараются более эффектно выглядеть, заглядывают в объектив, при показе после сеанса обсуждают не задачу, а поведение участников сеанса. Хотя и ,вполне вероятно, что наступит момент привыкания, но надо учесть, что состав группы часто меняется.

    Отредактированный и оформленный список передаётся заинтересованным лицам для дальнейшей детальной оценки и проработки с точки зрения патентоведения и использования в проектно – конструкторских разработках. Причём с согласия всей группы уточняется и определяется список авторов на подачу патента или рацпредложения.

    Учебно-тренировочные задачи. Прежде чем решать реальные задачи, необходимо отработать с группой технику проведения мозгового штурма на учебно-тренировочной задаче. Такие задачи должны быть общедоступными, содержать потенциальное большое число идей и вызывать интерес у участников.

    Вот примерный перечень задач для «разогрева» участников: как исключить травмирование и гибель жителей города от падающих сосулек, как снизить аварийность и травматизм на автодорогах во время гололёда, как уменьшить расход воды при поливе растений, предложите несколько способов украшения новогодней ёлки, предложите удобный стул и т. д.

    3.1.2. Метод обратной мозговой атаки 

     Теоретические предпосылки. В основе обратной МА лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции технического объекта. По этому закону переход к новым образцам техники происходит через выявление  и устранение недостатков в существующем поколении технического объекта при наличии необходимого научно-технического потенциала.

    Поэтому при создании любого нового, значительно улучшенного изделия решаются две задачи:

    Первая задача относится к постановке изобретательских и проектных задач, вторая – к синтезу нового решения. Первая задача оказывается также сложной, так как необходимо выявить полный список недостатков, который состоит из двух частей;

    - недостатки, обнаруженные при изготовлении, эксплуатации, ремонте и утилизации выпускаемых изделий;

    - недостатки, которые возникнут в обозримом будущем у разрабатываемого изделия.

    Таким образом, методы решения первой задачи должны обеспечивать не только выявление всех известных недостатков, но и прогнозировать те, которые могут проявиться в будущем. Говоря иначе, полный список недостатков должен отражать все возможные отклонения действительно существующего положения от желаемого.

    Область применения метода. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфера обслуживания и т. д.

    Обратная МА может быть использована при решении, например, следующих вопросов и задач:

    - уточнение постановки изобретательских и рационализаторских  задач;

    - разработка технического задания или технического предложения;

    - экспертиза проектно – конструкторской документации на любой стадии разработки;

    - оценка эффективности закупаемых изделий.

    Формулировка задачи. Формулировка задачи для обратной МА  должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

    1. Что из себя представляет объект, который требуется улучшить?
    2. Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т.д.
    3. Что требуется получить в результате МА?
    4. На что нужно обратить особое внимание – технику безопасности, надёжность, размеры, технологичность и т.д.?

    Желательно всё это сопровождать наглядным пособием, слайдом, показом макета, чертежом и т. д.

    3.1.3. Комбинированное использование методов мозговой атаки

    Изложенные методы прямой и обратной МА могут быть совместно использованы в различных комбинациях..

    Двойная МА начала практиковаться в нашей стране еще с 1960 года. Суть её заключалась в том, что после проведения прямой МА делается перерыв от двух часов до двух – трёх дней и ещё раз повторяется прямая атака.

    Практика показала, что при проведении второй МА по одной и той же задаче часто выявляются наиболее ценные практически полезные идеи или удачное развитие идеи первого совещания. То есть, во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач, синтезирующий неожиданные фундаментальные идеи.

    Первое совещание. Проводят прямую МА. Каждый участник получает общий список идей и задание отобрать от трёх до пяти лучших идей с указанием их преимуществ. При этом разрешается добавлять свои новые идеи.

    Второе совещание. Каждый участник сообщает об отобранных им трёх – пяти идеях с указанием их достоинств.  Улучшению предложенного варианта; выявления недостатков; выдвижение идей по устранению недостатков.

    Третье совещание. Обсуждается представленные эскизы в целях ранжирования их от лучших к худшим. Составляются предложения с описанием наилучших технических решений. При этом эскизы могут быть более детально проработаны и детализированы.

    И только затем принимается решение о патентовании или оформлении на рационализаторское предложение.

    3.2. Индивидуальный способ решения изобретательских задач 

    Чем начинающий изобретатель отличается от опытного конструктора? При успешном решении творческой инженерной задачи начинающий изобретатель всегда получает два результата: методический результат (способ решения задачи) и искомое техническое решение, полученное с помощью изобретённого способа.

    Когда изобретатель встречается с новой задачей, то, в первую очередь, пытается её решить с помощью изобретённого им способа. Если это не удаётся (поскольку встретилась другая задача), то изобретатель опять вынужден искать решение методом «проб и ошибок». При успешном решении он открывает для себя второй способ решения изобретательских задач. Так постепенно у человека формируется свой набор способов, и он из начинающего превращается в опытного.

    Такие способы или правила решения творческих инженерных задач называются эвристическими приёмами, в которых содержится краткое предписание или указание, «как преобразовать» имеющийся прототип или в «каком направлении нужно искать», чтобы получить искомое решение. Эвристический приём обычно не содержит прямого однозначного указания, как преобразовать прототип. Скорее он содержит подсказку, которая облегчает получение искомого решения, однако не гарантирует его нахождения. Разным людям требуется приложить различные усилия, чтобы догадаться об удовлетворительном техническом решении, Это зависит от опыта работы конструктора или изобретателя, его технического образования, склонности к аналитической работе и многих других факторов.

    Схема гидромониторной установки ГУЦ-6 с электрогидравлической системой управления (а) и панель переносного пульта управления (б): 1 — гидромонитор; 2 — гидравлическая система; 3 — пульт управления; 4 — электрический кабель; 5 — кабина гидромониторщика.Опытные изобретатели обычно имеют свой индивидуальный набор решения задач.

    Вот пример применения изобретения из одной области в другой. Струёй воды размывали грунт. Давление в гидромониторе достигало 200 атмосфер. Струя была такая плотная, что в 10 см. от выхода её нельзя было разрубить и саблей, но грунт размывался плохо. Поднятие давления не давало положительных результатов, так как вода превращалась в пар.

    Была предложена схема гидромонитора работающего импульсивно. КПД резко возросло, но устранить вибрацию, пока, не представляется возможным. Вам слово, изобретатели!

    Но было замечено, что уменьшение диаметра струи давление можно было повысить и это стало использоваться для резки металла и камня, а чтобы повысить КПД струи для резки, в воду(на выходе из ствола) стали добавлять абразив. Не зря говорят, что вода камень точит, а с абразивом этот процесс возрастает многократно.

    Супруги Борис Романович и Наталия Иоасафовна Лазаренко со своим макетом станка.Изобретатель должен твёрдо усвоить, что вредных факторов в природе НЕТ. Впервые этот тезис сформулировали супруги Лазоренко, которые много труда и времени затратили на поиск средств борьбы с разрушением электрических контактов от возникающей электрической искры. Что только не перепробовали супруги, дабы излечить эту болезнь: разнообразные материалы, вакуум, жидкие и вязкие среды... Ничто не помогало. Окончательный вывод был неутешителен: создать реле, удовлетворительно работающее в жидкости, невозможно. Электроды разрушаются быстрее, чем в воздушной среде. Но и отрицательный результат для пытливого исследователя - полезный. Супругам не давало покоя замеченное явление: через несколько секунд работы контактов в жидкости она мутнела. Изучение ее под микроскопом показало, что в ней содержатся крошечные шарики материала электродов. А что, если обратить вред на пользу? Получать эрозией порошки из токопроводящих материалов.

    Станок электроэрозионной обработки в действии. Обрабатываемая деталь погружена в жидкость.В итоге они сделали два попутных изобретения, нашедших практическое применение:

    - искровую мельницу для измельчения металла в порошок;

    - электроискровую обработку металла.

    Говорят, что отчество Наталии мог выговорить только её муж.

    Этот эвристический приём Лазоренко ещё много раз успешно использовали. В их редакции этот приём имеет следующее описание: «Нет в природе совершенно вредных явлений! Из каждого вредного фактора можно извлечь пользу»

    Если опытный конструктор познакомится с межотраслевым фондом эвристических приёмов, то у него может создаться впечатление, что большинство приёмов ему известно и они ничего нового не дают. Однако сила фонда заключается в системном охвате проблемы. И при решении любой проблемы потребуется меньше времени, чем додуматься самому.

    После всех рекомендаций по использованию фонда следует помнить, что у каждого изобретателя свой подход к решению задач, свой фонд знаний в той или иной области и поэтому следует внимательно относиться к любой рекомендации в этой области. В связи с этим каждому начинающему изобретателю и рационализатору рекомендуется работать над созданием индивидуального фонда, то есть над созданием своего более удобного и эффективного инструмента.

    Автору пришлось участвовать в конкурсе над созданием счетчика электрической энергии. Первое, на что он обратил внимание, над чем работают изобретатели в этой области. Оказалось, что основным направлением было использование магнитного поля. При более детальном рассмотрении оказалось, что изобретатели мало обращают внимания на следующий факт: чем больше нагрузка, тем больше проводник нагревается. Это и привело к мысли, что надо поставить счётчик  учёта тепла. Счётчик оказался простым по устройству и мог считать как переменный , так и постоянный ток.

    Подобное произошло и при решении задачи со стрелковым оружием. Основная масса изобретателей работает над затвором, а такой объект как ствол оказался забытым, а ведь ствол при движении по нему пули расширяется, проходя по нарезам, ствол старается повернуться в противоположную сторону от вращения пули сторону. Учитывая все эти факторы и эффекты, были получены несколько патентов. Это и есть индивидуальный фонд изобретателя.

    Следует остановиться и на параметрическом методе решения изобретательских задач. Параметрический метод - центральное место в этом методе занимает понятие физического противоречия. Сущность метода состоит в выявлении и устранении физических противоречий, присущих исходной системе. Этот метод не предусматривает изменения сущности данного объекта, но вносит новшество, позволяющее устранить многие недостатки объекта. Эти правила не имеют широкого распространения, но помогут начинающему изобретателю при решении задач.

    Данный метод может с успехом применяться в тех случаях, когда надо использовать старые разработки, найти решение, удовлетворяющее требования нового технического задания, или когда надо значительно повысить качество выпускаемой продукции, не производя в ней принципиальных изменений. Всех подходов в решении изобретательских задач.

    У данного подхода два недостатка: во – первых, он чрезвычайно трудоёмкий, а во – вторых, даже при анализе всех авторских свидетельств нельзя учесть всех подходов в решении изобретательских задач, например, не учтены отвергнутые изобретения, которые впоследствии были признаны оригинальными решениями. Всё  это заставляет пересмотреть «поисковый образ» объектов, отвечающих требованиям параметрического метода.  У. Гордон в пятидесятых годах (США) разработал метод, названный впоследствии методом синектики. Этот метод основан на мозговой атаке, которую ведут профессионалы, имеющие большой опыт в данном направлении. При этом используются приёмы, основанные на различных видах аналогии.

    Обучение синектике, согласно утверждениям специалистов, возможно только на практике путём участия в работе уже подготовленных групп. Большинство синекторов прекращают свою деятельность через несколько лет работы, возможно потому, что она  оказывает разрушающее влияние  на их нервную систему. Любые методы, приносящие реальные результаты, будут использоваться несмотря на любые ограничения. Другое дело, что надо искать более безопасные и эффективные методы, позволяющие быстро и без проблем (медицинских, социальных, психологических и др.) находить приемлемые технические решения, но устранить их в полной мере весьма проблематично.

    Индивидуальный и коллективный методы применяются во всех развитых странах, и пока нет чёткого определения, какой из этих методов наиболее эффективен при решении той или иной задачи, но, как правило, срочные задачи решаются методом мозгового штурма.

     3.2.1. Решение изобретательских задач индивидуально-коллективным методом

    Как уже упоминалось во второй главе, любая техническая система проходит пять этапов развития.

    Ручной семафорный привод и схема монтажа рычагов для разных сигналов.И сейчас мы рассмотрим пример мозгового штурма на примере железнодорожного светофора. Занятия проходили в железнодорожном институте г. Улан – Удэ в 1995г. В классе присутствовало 12 студентов, которые  были разделены на группы по 4 человека.

    Пятиэтапная система развития относится и к светофору. Первый этап развития – это шлагбаум или жезл в руках работника ГАИ . Дальнейшее развитие шло по пути усложнения системы – семафор, который имел два положения – вертикальное и горизонтальное.

    Затем он стал снабжаться фонарями, а потом перешли к цветному светофору. Который впервые был применён в Лондоне 1868г., авторство изобретения принадлежит инженеру по фамилии Найт. В России первый светофор появился в 1930г.

    Один из светофоров в Берлине.Следующий этап шёл по пути многофункциональности – светофор для железнодорожного транспорта, автотранспорта, пешеходов и т. д.

    А это уже Австралия.Затем наступил период миниатюризации – светофор стал уменьшаться в размерах, в дальнейшем началось его постепенное исчезновение. Например в США уже перешли к системе, когда информация поступает на дисплей в кабину машиниста или водителя авто, и надобность в светофорах несколько снижается. У нас подобная система называется АЛС, которая дублирует сигналы светофора в кабине машиниста.

    Прежде чем перейти к методу мозгового штурма по проблеме железнодорожного светофора, познакомимся с необычными светофорами мира.

    Своеобразный памятник светофорам в Лондоне.Не правда ли, оригинальные решения. Сделано всё, чтобы пешеходы подчинялись сигналам светофора.

    Памятник светофору в Новосибирске.Регулировать движение на улицах городов начали ещё во времена Римской империи и даже на всём протяжении «шелкового пути».

    Из истории местных правил дорожного движения по «Шелковому пути» известно: «На тропе над обрывом пройти прижим или бом (опасный участок дороги), где двум встречным лошадям и даже двум пешим не разойтись, погонщик сначала проходил это узкое место в одиночку, клал на другом конце бома шапку. Шапка на земле была прабабушкой нынешнего светофора».

                           А.ИВАНОВ                                                                         Продолжение следует.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]