СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • «ЗАПИСКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ» ИГОРЯ ИВАНОВА (часть 8)

    Два примера (кратко) о пятиступенчатой стадии развития техники.

    Замки. 1. Дверь подпирали палкой.

    Подпёртая палкой дверь означает, что дома никого нет.
    Подпёртая палкой дверь означает, что дома никого нет.
     
    2. Механические, кодовые, двойные.
    Висячий замок, относящийся к концу XIX в.
    Висячий замок, относящийся к концу XIX в.
     
    3. Жилище, сейф, хранилище, автомашина.
     
    Банковское хранилище с сейфовым замком.
     
    4. Портфели, чемоданы, дипломаты.
     
    Произошла миниатюризация замков.
     
    5. Карточки в гостиницах, магнитные замки, код в компьютерах.
     Дверной замок открывающийся магнитной карточкой.
     
    Водолазы.
    1. Дышат через тростинку.
    2. Гибкий шланг, колокол.
    3. Строительство мостов, подъём судов.
    4. Маска, акваланг.
    5. Дышат через мембрану, которая пропускает только кислород.

    Мы не зря так подробно остановились на пятиступенчатой схеме развития техники. Изобретатель, прежде всего, должен видеть недостатки в технике. Если он их не видит, то как он их устранит?  А ещё он должен правильно определить на каком этапе развития находится данная техника и в каком направлении идёт её развитие. Вот здесь то и пригодится ему пятиступенчатая схема развития технических систем. Как говорил Михаил Нечай: - «Не тратьте время на изобретение колеса, когда остальные уже летают».

    Однажды на занятиях, меня одна студентка спросила:- «А, что и моя сумочка произошла из палки?». Я растерялся неожиданному вопросу, разумеется, я бы нашел ответ через 10-12 секунд, но раздался голос с заднего стола: "А я знаю – раньше носили узелок на палке перекинутой через плечо". Всё встало на свои места!
     

    Глава 3

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

    Методы мозгового штурма,  или мозговой атаки основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять в группу 5 – 6 человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской задачи, то в сумме можно получить Nидей. Если предложить этой же группе, высказать идеи по этой же задаче, работая коллективно, то при этом оказывается, что количество новых идей может увеличиться на порядок.

    Обычно за 15–20 минут коллективно высказывается от 50 до 150 идей, а при индивидуальном способе только 10 – 20 идей. В связи с этим Г.Я. Буш (основоположник эвристического обучения) пишет:  «Мозговая атака, предложенная А. Осборном, представляет собой применение эвристического метода диалога Сократа с широким использованием механизма свободных ассоциаций творческого коллектива и одновременно созданием путей той или иной психоэвристической настройки оптимального микроклимата для творчества».

    Современные методы мозговой атаки (МА) имеют далёкую предысторию, уходящую в 16 – 17 века – время расцвета морских путешествий. В то время в морской практике вырабатывается порядок действий на случай, когда судно терпит аварию или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан судна (или старший по положению) проводит со всей оставшейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каждый должен высказать своё предложение по устранению возникших затруднений и опасений. При этом соблюдался строгий порядок выступающих. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана. Такая процедура стимулировала старших и опытных людей, которые приходили к более толковым и приемлемым идеям.

    Вот как описывает древнеримский историк Тацит, исследовавшим быт германцев, принятие ими решений, которые могут быть судьбоносны в дальнейшем.

    "На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и никогда так не воспламеняется для помыслов о великом... На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не способствует их здравомыслию". Этому свидетельству две тысячи лет. Сейчас бы это назвали – «корпоратив».

    А.Осборн. Основоположник современного коллективного поиска идеи для устранения затруднительных ситуаций.Современные методы МА возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер А. Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна.
     
    Однажды судно под его командованием везло груз в Европу и оказалось без надёжной охраны и прикрытия. В это время была получена радиограмма о скором нападении немецкой подводной лодки. А.Осборн собрал всех на палубе, сообщил о готовящемся нападении и попросил каждого подумать и высказать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, которое не имело эффективных средств защиты. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта, к которому будет приближаться торпеда и дружно дуть на торпеду и «отдуть её в сторону».
    На этот раз встреча с подводными лодками не была роковой. Однако, высказанная матросом абсурдная идея  оказалась плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, А. Осборн, по разработанным в пути эскизам, изготовил вентилятор, создающий мощный направленный поток воды и этим вентилятором в одном из рейсов действительно отдул торпеду от борта. Хотя некоторые утверждают, что это просто красивая легенда.
     
     Так у А. Осборна родилась идея создания метода коллективного поиска идеи для устранения затруднительных ситуаций. После войны он разработал метод мозговой атаки и создал школу подготовки изобретателей и рационализаторов.

    А. Осборн издал книгу "Практическое воображение" которая издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью. Дж. Гэлбрейт (знаменитый экономист США середины 20 столетия) писал: "Подлинное достижение современной науки состоит в том, что знания самых обыкновенных людей, имеющих узкую и глубокую подготовку, в рамках и с помощью соответствующей организации объединяются со знаниями других специально подготовленных, но таких же рядовых людей. Тем самым снимается необходимость в особо одаренных людях..."

    Метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему.  Несмотря  на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени. Поиском вариантов их решения занимался узкий круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме простых исполнителей. Привычным ответом на вопрос о причинах такого положения является указание на материальное стимулирование. Но только ли в нем причина? Ведь творческие способности есть у всех людей.

    Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры включения "новичка" в решение проблемы. Как правило, проблемы формулируются специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных терминов, на базе глубокого знания происходящего, внутренне действующих эффектов. Досконально  разобраться в такой проблеме,  чтобы полноценно включиться  в ее обсуждение, непросто. Поэтому часто идеи новичков повторяют ранее пройденные и уже отвергнутые варианты, внешне заманчивые, но обладающие внутренними слабостями. И еще идеи высказываются непрофессионалами без соблюдения профессиональной терминологии, часто в некорректной, нестрогой форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Нельзя сбрасывать со счетов и ревнивое отношение специалистов к посторонним. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения об отсутствии творческой жилки, о невозможности использовать данного человека для творческой работы.

    А. Осборн сформулировал следующие правила проведения «мозговой атаки»:

    - Мероприятие должно проводиться в неформальной обстановке.

    - Следует побуждать участников к свободному интеллектуальному самовыражению.

    - Никто не должен критиковать идеи других.

    - Чем необычнее или безумнее предлагаемая идея, тем лучше.

    - Чем больше поступает предложений, тем лучше.

    - Идеи можно компоновать по-разному.

     - Группу интересуют мнения всех участников «мозговой атаки».

     - Все участники обладают равным статусом.

    Фото примера проведения мозгового штурма.Фото примера проведения мозгового штурма.

    Осборн утверждает, что оптимальное количество участников «мозговой атаки» - 12 человек. Идеальная группа должна состоять из лидера, его помощника, примерно пяти постоянных участников и примерно пяти приглашенных. Нечётное число участников предпочтительнее, поскольку позволяет определить большинство при любом возможном споре. Постоянные участники должны задавать общее направление работы. Полезно вносить регулярные изменения в состав группы, поскольку если он остаётся неизменным в течение длительного времени, возникает риск реализации жёсткой модели мышления, а также опасность того, что один член группы будет предугадывать реакции другого.

    Метод поиска оптимальных решений, по мнению А. Осборна и других теоретиков МА , сводится к постановке нескольких обязательных вопросов, на которые  должны быть найдены хотя бы «туманные» ответы.

    1. Дан технический объект. Какое  новое применение вы можете предложить?
    2. Возможно ли разрешение технического противоречия путём упрощения, сокращения, ликвидации и миниатюризации?
    3. Возможно ли изменение технического объекта?
    4. Что можно увеличить?
    5. Что можно уменьшить или сократить?
    6. Что можно в техническом объекте заменить?
    7. Что можно преобразовать?
    8. Можно ли применить принцип «наоборот»?
    9. Какие новые комбинации элементов объекта возможны?

    В каждой группе вопросов могут быть несколько подвопросов, которые составляет ведущий или сами участники решения технической задачи.

    Если вопросы составлены правильно, то они «заражают» участников обсуждения и они работают над ними «круглые сутки».

    Методы МА рекомендуются для изучения в числе первых и обязательных эвристических методов при подготовке изобретателей. Изучение методов МА не требует специальной подготовки, они осваиваются легко и быстро. И ещё одно достоинство МА – универсальность метода и весьма широкая область его применения.

    Мозговую атаку целесообразно использовать:

    - при решении изобретательских и рационализаторских задач в самых различных областях техники;

    - при самых различных постановках задачи по форме детальности и глубине проработки;

    - на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и проектирования изделия;

    - в сочетании с другими эвристическими методами.

    Универсальность методов МА позволяет с их помощью рассматривать почти любую проблему или затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть также задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, военных операций и т. д., если они достаточно просто и ясно сформулированы.

    Метод мозгового штурма эффективен:    при решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные. Таковы, например, все задачи по созданию рекламного креатива.

    Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации. Везде, где нужно получить много идей за короткое время.

    Несовершенство метода заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом, наобум. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.

    Метод мозгового штурма — эффективная помощь в генерации идей. Но он не замещает целиком творческий процесс.

    Записываются все идеи. Нет плохих идей! Все идеи приветствуются. На первом этапе количество идей предпочтительнее качества. Осборн говорил: «Количество, количество и ещё раз количество, вот девиз дня. Чем больше попыток, тем больше вероятность попадания в цель».

    В книге суммировались основные правила мозговых штурмов. Самое важное — отсутствие негативной реакции. Боязнь насмешек со стороны других участников группы убивает любую инициативу.

    Забудьте о качестве, стремитесь к количеству. Вы получите тонны бреда, но это неважно. Зато вы освободите воображение и мозг начнет поставлять идеи одну за другой.

    Мозговые штурмы быстро вошли в моду, а Осборн приобрел статус бизнес-гуру и выпустил еще две книги — WakeUpYourMind и TheGoldMineBetweenYourEars. Брейншторминг оказался удобной формой группового взаимодействия и самым распространенным приемом для поиска творческих решений. Он получил признание как в бизнесе, так и в научной среде. Главное правило — никакой критики — по-прежнему соблюдается. В дизайн-бюро IDEO, создавшем когда-то первую мышку для Apple, мозговые штурмы стали почти религией.

    В.Ищеин  со своей моделью колёсно–шагающего механизма.Мозговой штурм показал себя с положительной стороны там , где нужно быстрое решение, где не нужны глубокие знания оптики, физики, химии, строения вещества и т. п. например реклама, чисто технические решения какого – либо устройства, оперативные решения, что мы часто видим в фильмах про сыщиков, решения где требуется большое количество переборов вариантов. Например, одной из групп было выдано более десяти предложений  по использованию колеса  В.Ищеина.

    Согласитесь, что найти применение такому механизму совсем не просто и нужны ещё более оригинальные предложения по его совершенствованию и применению на практике.Остановимся, кратко, и на недостатках мозгового штурма, один из которых это большое количество человеко-часов на решение поставленной задачи. Внешне штурм выглядит эффективно – задача решается за один день, но выигрыш тут не всегда однозначен. 50 человек в течении одного дня затрачивают столько же работы, сколько один человек за 50 дней. Выигрыш достигается лишь за счет сокращения малоперспективных попыток в направлении «вектора инерции». Следует указать, что мозговой штурм может проходить и более длительное время и тогда затраты человека – часов возрастают многократно, что не всегда рационально.

    3.1.1. Метод прямой мозговой атаки 

    Формулировка задачи. Постановка задачи перед творческой группой, участниками МА, может иметь самую различную форму и содержание, однако в ней должны быть чётко сформулированы два момента:

    - что в итоге желательно получить или иметь;

    - что мешает получению желаемого.

    Задачу может сформулировать внешний заказчик или руководитель творческой группы. Важно, чтобы перед сеансом МА имелись достаточно исчерпывающая, чёткая постановка задачи, желательно в документальном виде.

    Постановка задачи МА должна также отличаться краткостью изложения. Если формулировка задачи содержит специальные  и малопонятные термины для специалистов из смежных или других областей., то необходимо  сделать вторую редакцию предварительной формулировки без специальных терминов.

    Формирование творческой группы. Наиболее эффективное число участников в творческой группе для проведения сеанса МА составляет 5 – 12 человек. Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены. Ядро группы отбирается при решении различных задач методом МА. Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи. В творческую группу иногда приглашаются люди далёкие от темы решаемой задачи, НО НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ ПРИРОЖДЕННЫЕ СКЕПТИКИ И КРИТИКАНЫ.

    Временные члены служат необходимым дополнением к ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих рекомендаций:

    - число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины;

    - в состав группы целесообразно включать специалистов -  смежников, конструкторов, технологов, экономистов и др., которые обеспечат комплексное и всестороннее рассмотрение задачи;

    - в состав группы желательно включать женщин;

    - рекомендуется включать «людей со стороны», не имеющих прямого отношения к задаче – поваров, врачей, парикмахеров, рабочих, эксплуатационников и др.

                                                                                                                А.ИВАНОВ
                                                                                                        Продолжение следует.



Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]