СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • Солнечная регата – это…

    Команды-участники Нижегородского этапа "Солнечной регаты 2016".Участвуют команды, взявшиеся за создание маломерных лодок, а преуспевшие в этом деле – получают заслуженные награды. В перспективности задумки сомневаться не приходится. Прошло всего три Солнечных регаты: в Москве, в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, а прогресс – налицо. Конкретизировать сложно – это отдельная тема, ведь «солнечная» лодка – вещь не простая, а решение инженерных задач – дело тонкое и многовекторное. Вот пять точек приложения пытливого ума, подсказанных прошедшими регатами:

    Во-первых, преобразователи солнечной энергии – кремниевые панели, которые приняты во всём мире, далеки от совершенства. Повышение их КПД – вот цель номер один для всех участников проекта.

    Во-вторых, аккумулирование и расход энергии – совсем не простое дело. Обычные автомобильные и даже космические аккумуляторы и ионисторы для «солнечных» лодок слишком просты; нужны предельно лёгкие и максимально ёмкие, подзаряжающиеся всегда при любом свете.

    Солнечные катера - победители (г. Нижний Новгород, июнь 2016 г.).В-третьих, движитель, создающий максимальную тягу без потерь энергии. Он может быть лопастным, шнековым, водомётным – каким угодно, но работающим напрямую от аккумулятора.

    В-четвёртых, гидродинамика должна соответствовать задаче – обеспечивать минимальные потери на трение лодки о воду, а так же максимальные остойчивость и манёвренность.

    В-пятых, дизайн. Как говорил выдающийся авиаконструктор А.Н. Туполев, если самолёт красив – он обязательно полетит. Эта фраза столь же применима и к «солнечным» лодкам.

    Формулировки вполне доходчивы, чтобы молодёжь знала, на что обращать внимание с целью повышения КПД лодок, а результат является сам собой – во время гонок. Что же касается экстраординарного… В первой, московской регате демонстрировалась лодка с подводными крыльями – как у алексеевских «Ракет», «Комет» и им подобных судов. Слепое копирование не принесло хороших результатов, потому что скорости для выхода лодки из воды на подводные крылья не хватило. На нижегородской регате 2016 года наследники легендарного инженера, реализовавшего за свою жизнь два уникальных проекта – суда на подводных крыльях и экранолёты – использовали наработки Конструкторского бюро имени. Роберта Евгеньевича Алексеева в гидродинамике своих лодок и успешно провели соревнования.

    Лодка команды Московского политеха.В «солнечном» проекте должен превалировать образовательный мотив. Любое достижение должно быть прежде осмысленно, а уже затем использовано для решения конкретной задачи, как правило, с усовершенствованием первичного. А это даётся посредством получения фундаментального образования и дальнейшей опоры на тех, кто достиг высоких целей. Следующий шаг – уже делают новые инженерные таланты. На кого опираться тем, кто ищет? Их немного, но они есть везде. Не обязательно доктора-профессора. Здравомыслие, помноженное на знание, – вот критерий отбора. Команды Солнечной регаты в своей работе опираются на отечественных знатоков и на зарубежный опыт.

    В США, например, эта область технического творчества отдана средней школе. Дети в восторге. А старшие – ориентированы на бизнес, которого в регате немного. Свою структуру и правила организаторы позаимствовали в Европе. Там всё по-взрослому. Регламенты прозрачны и доступны. Классов всего три – по мощности двигателя, а остальное отдаётся на откуп всем, кто способен совершенствовать «солнечные» лодки по всем параметрам, а это – простор для научно-технического творчества. Кстати, красивые лодки уже появились, хотя первую регату выиграла девушка из Самары на предмете, который и лодкой-то трудно было назвать – некое водоизмещение, покрытое кремниевыми панелями. Но сильно фантазировать не удается: парус применять нельзя, несмотря на то, что ветер – тоже возобновляемая энергия. Это ещё одно ограничение для «солнечных» лодок. Гибридная конструкция, конечно, усложнит лодку предельно, и трудно будет судить, что первично – ветер или солнце. Но движение вперёд у Солнечной регаты безусловно есть. А движение – это жизнь.

                                                                                                                              Ю.ЕГОРОВ, обозреватель

     

    Маленькая солнечная лодка с тентом из солнечных батарей, являющимся крылом, показали в 2014 г. на Москве-реке.P.S. Вернусь к парусам. В российской Солнечной регате они запрещены по не-до-разумению. Само это слово заставляет задумываться. Парусиновый парус, действительно, не годится по причине своей средневековости. Чайные клиперы доказали своё превосходство в использовании ветра. Реанимировать их ныне не под силу никому, да и не надо. А вот задуматься о том, как сделать СОЛНЕЧНЫЕ паруса – это задача для современных образованцев и умельцев.

    Упомянутая самаритянка Настя Алексеева победила в московской регате не столько на лодке, сколько на том, что ее накрывал ковёр преобразователей, а на борту находился хороший аккумулятор и синхронизированный с ним электромотор.

    А вот другой победитель из московской команды продемонстрировал прекрасную лодченку «Каяк» с тентом из кремниевых панелей. При даже небольшой скорости и попутном ветре тент, став крылом, по законам аэродинамики, может облегчить ее движение вперед. Что и случилось. А стоило накрыть тот же Настин тримаран большим «солнечным» тентом на стойках, как у «Каяка», с правильным аэродинамичным профилем Жуковского, и он бы, думаю, не только вышел бы из воды, но полетел.

    Два эти примера доказывают, что правила, принятые ныне в Солнечной регате, не годны. Самих лодок никто и не видел толком, и гидродинамикой никто особо не хвастался, а дизайном не пахло вовсе. Все скрывали солнечные панели.

    Нет, СОЛНЕЧНЫЕ паруса и крылья «солнечным» лодкам необходимы для полного раскрепощения их создателей по всем пяти параметрам. Объединив лучистую энергию с силой ветра, мы сможем получить водный транспорт будущего.

    Представьте себе, летним днём в Питере по Неве плывёт трёхмачтовая бригантина под синими парусами со скоростью «Метеора»… При её проходе с почтением разводятся мосты, она уходит в Балтику, беря курс на Атлантику, а затем – в кругосветку.

    Паруса жёсткие, но податливые ветру. Их суммарная площадь достаточна, чтобы генерировать сотни киловатт солнечной энергии. Суперёмкие ионисторы, из которых состоит корпус судна, аккумулируют её для поддержания работы электродвигателей ночью (подобно тому, как в современных самолётах крылья служат ёмкостью для топлива). Ветер же делает своё дело всегда, помогая солнцу.

    Такая бригантина достойна кисти Ивана Айвазовского и золотого пера Василия Пескова. Можно будет вернуть судам идеальные гидродинамические обводы «Катти Сарк» и ей подобным судам, но – уже с подводными крыльями.

    Идиллия? Ни в коем случае!

    На повестке дня очередная Солнечная регата, уже признавшая, что соединение лучистой и ветровой энергии – неоспоримый фактор, обеспечивающий прогресс. Паруса сделаются эластичными, и при этом их энергоотдача повысится. Дорого? Но это же начало; скоро киловатты подешевеют. С аккумуляторами тоже нет проблем. Словом, с энергией порядок: её хватает и на скорость, и на быт. Электродвигатели уже в линейке готовности – выбирай. Соревноваться остаётся в творчестве, потому что только красота, как говорится, спасёт мир.

     

    P.P.S. В статье обозначены пять направлений развития; каждое – само по себе ёмкое и бесконечное. Хотелось бы объединить всё в единый научно-технический совет, состоящий из сведущих людей, способных предложить свои идеи, одобрить лучшие, полученные со стороны, и помочь в реализации. Назовитесь сами или назовите знакомых умников на e-mail: mail@nkj.ru




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]