СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • «ЗАПИСКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ» ИГОРЯ ИВАНОВА, часть 2

    Открытие – это наиболее крупное из достижений человеческой мысли, но использование его, на пользу человечества,  идет с некоторой задержкой. Например, открытие, что прохождение тока по проводнику сопровождается магнитным полем вокруг него, (Х. К. Эрстед 1819г.) вначале не было воспринято как конструктивное. Некоторые,  даже предполагали, что это не пойдет дальше детских игрушек, а что мы видим сейчас – электромоторы, печи УВЧ, медицина, поверхностная закалка металла и многое другое.

    Понятие, что земля круглая, долгое время не находило применения,  сейчас мы не можем себе представить без этого открытия развития космонавтики, навигации, прогноза погоды и т.д.

    С 1991 года в России открытия не регистрируются.  Это объясняется тем, что трудно доказать приоритет какого – либо открытия. Например, открытие атома было предсказано еще в Древней  Греции; о том, что земля круглая, догадывались еще в древности, открытие лазера было описано в научной фантастике и т.д. По существующим правилам эксперт может отказать в выдаче патента на изобретение или открытие, ссылаясь на любое печатное издание, где есть указание на действие или конструкцию заявляемого устройства. Был случай, когда эксперт отказал в связи со ссылкой на карикатуру, где такое устройство было воспроизведено.

    Многовесельный военный корабль эгейского моря.  Примерно,1000 лет до н.э.Как указывается в положении об изобретательстве, изобретение – это принципиальное новое решение в технике. Например, корабли двигались при помощи весел, парусов, затем при помощи колеса, укрепленного сбоку или сзади судна, затем при помощи винта, при помощи воздушного винта (глиссера), следующий шаг был – это суда на подводных крыльях и последние – суда приподнимаются над водой на воздушной подушке. Всё это – принципиально новые решения, которые признаны изобретениями.

    Аналогичны и изменения и на железной дороге. Вначале был трамвай на конной тяге, затем паровая машина, затем дизель и наконец – электродвигатель.

    Трамваи на конной тяге существуют и по ныне,  но только для привлечения туристов. На фото трамвай в Австралии, длина маршрута 650 метров.Первый такой трамвай был построен и начал работать в 1828 году в Балтиморе – США. Более широкому  использованию трамвая способствовало предложение Альфонса Луба, который предложил утапливать рельсы в полотно дороги,  чтобы они не мешали уличному движению.

    В настоящее время уже разработаны поезда с атомными реакторами, их применение сдерживается только экологическими проблемами. Преимущество их очевидно – не надо высоковольтных проводов и столбов, нет зависимости от электроподстанции и электростанции, а при стоянке может отдавать  электричество в местную сеть.

    Дизель-поезд.  Некоторые марки дизель–поездов выпускаются и в настоящее время.Разумеется, это крупные изобретения, которые  ведут к перестройке всей отрасли, но они невозможны без мелких изобретений, еще более совершенствующих эту  технику. Без этих мелких изобретений невозможно совершенствование техники  и получения удобств при эксплуатации, повышения прибыли, снижения травматизма, увеличения скорости, повышения технологичности и т.д.

    Например, на кораблях это применение радиолокации и гидроакустики, радиосвязи и винтов с регулируемым шагом, способов спасения экипажа и повышение безопасности судна. В каждом из этих предложений есть еще много внедренных или внедряемых изобретений. Этот процесс бесконечен.

    Изобретения не всегда направлены на пользу обьщества, бывает, что ничего кроме вреда от них нет. Например изобретение гильотины, электрического стула, наркотиков, отмычек, устройств для пыток людей, химического, бактериологического и атомного оружия

    Однако и здесь есть исключение, когда изобретение не для благовидных целей послужило на пользу человечества – автоген.

    Изобретателем автогена был так и не пойманный грабитель, который,  впервые в истории техники использовал его, чтобы разрезать стенку банковского сейфа. Если бы он запатентовал свое изобретение ,то гонорар был бы таким, что ему бы самому пришлось приобретать сейф для хранения денег. Гильотина используется для резки металла и бумаги, наркотики как обезболивающее, принцип электрического стула- для убоя скота, атомная бомба привела к разработке атомных электростанций и т.д.

    Со временем, определение – «изобретение» меняется. Так стали признавать изобретением выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, бактерий, лекарств, компьютерных программ и т.д.

     Рационализация – это наиболее многочисленная группа усовершенствований в технике, но имеющая только ограниченное применение. Например, токарь может применять известные инструменты более рационально их разложив, для изготовления одной или нескольких деталей. Это повышает производительность его труда , снижает утомляемость и повышает культуру производства.

    Для наглядности приведем еще  два примера:

    Устранение «гребенки» усовершенствованным способом.1) для ликвидации «гребенки»  на грунтовых дорогах в послевоенные годы  использовали простое решение – подметание дорог,  – рационализаторы предложили объединить 10 -15 метел в линию и двигать их конной тягой. Производительность повысилась втрое; 2) железная печь нагревает пространство только возле себя, а стоит направить на нее вентилятор и это теплое пространство резко расширяется.

    Разумеется, есть рацпредложения, которые становятся вровень с изобретениями, но для этого и существует выдача патента на «полезную модель». Если вы уверены, что ваше предложение более чем рационализация, но не «тянет» на изобретение, то это для вас. На этом мы остановимся ниже.

                                                                                                                                           А.ИВАНОВ
                                                                                                                                 Продолжение следует.



Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]