СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • ДВА ЗАЖАРЕННЫХ ЯЙЦА, НАКЛЕЕННЫХ НА НОС

    Мартышка к старости
    слаба глазами стала:
    А у людей она слыхала,
    Что это зло еще
    не так большой руки:
    Лишь стоит завести Очки.
    И.Крылов

    Примерно треть населения мира страдает дальнозоркостью, близорукостью, астигматизмом и вынуждена носить очки. А что делали люди до изобретения этого полезного предмета, скажем в XII в., если возникали проблемы со зрением? Дальнозоркие, наверное, смирились с таким положением, потому что в то время мало кто умел читать. Но как охотники преследовали дичь, как рыцари участвовали в сражениях и турнирах, как воины стреляли из луков, если не видели дальше своего носа? Увы, сие нам неведомо. Изобретение очков — белое пятно в истории оптики, и человечество по сей день не знает, кого благодарить за этот бесценный дар.
    Стекло, которое зачастую связывают с очками, было известно и обрабатывалось 4500 лет назад. На острове Крит найдены 2 увеличивающие линзы, датированные 1200 г. до н.э. В комедии «Облака» древнегреческий поэт-комедиограф Аристофан упоминает о кристаллической лупе. Древне-римский ученый и философ Сенека Анней Луций Старший, родившийся в XVII в. до н.э., читал текст через стеклянный шар, наполненный водой.
    И хотя многие утверждают, что очками якобы пользовались еще древние римляне, ссылаясь на упоминание о них в трудах античных авторов, первые следы увеличивающих очков найдены в труде по фи зиологии и геометрической оптике «Сокровища оптики» арабского ученого Ибн аль-Хайсама (965—1039). В Европе его больше знали под латинизированным именем Альгазен.
    Некоторые ученые на основании архивов аббатства Сен-Бавонле-Гран во Франции отмечают, что монах Никола Бюле уже в 1268 г. использовал очки для подписания важного документа. Именно тогда неизвестный изобретатель догадался соединить 2 линзы и прикрепить на носу вблизи глаз.
    Если же верить проповедям доминиканца Джордано да Ривальто, жившего в Пизе, эра очков началась в 1285 г. Во всяком случае, в рукописи 1299 г. некий итальянский монах восторгался: «Я чувствовал себя столь отягченным годами, что не мог ни писать, ни читать без тех стекол, которые называются очками и которые недавно изобретены к великой пользе старых людей с ослабевшим зрением».
    Некоторые историки отдают предпочтение английскому монаху францисканцу Роджеру Бэкону (около 1214—1292), автору нескольких трактатов по оптике и знатоку линз. Бэкон соединил две маленькие плоско-выпуклые линзы металлическим мостиком, водрузил на нос и установил, что с помощью этого средства можно читать, писать и смотреть двумя глазами одновременно, и при этом руки остаются свободными.
    Позднее к его идее проявили интерес итальянцы Алессандро делла Спина, Арматто делла Арматти и другие. Во всяком случае, в соборе Санта-Мария-Маджоре во Флоренции за алтарем находится мраморная плита, посвященная «изобретателю очков» Арматто делла Арматти, умершему в 1317 г.
    В эпоху Средневековья чтением и письмом занимались в основном монахи с помощью лупы, которую устанавливали в оправу и водили этим устройством по рукописи. Немецкие поэты того времени уже описывали применение и пользу увеличивающих стекол. Так, поэт-миннезингер Мисснер написал следующие хвалебные стихи в честь очков:
    Когда под старость нам темно
    Становится вокруг
    И начинает изменять
    Нам книга — старый друг,
    Берем волшебное стекло,
    Чтобы читать нам помогло…
    Пусть вас не смущает, что здесь сказано «стекло», а не «стекла», потому что в первых очках, как уже выше упоминалось, было не два, а одно стекло, которое держали перед глазами или же ставили перед книгой на стол в осо-бой подставке.
    Итальянский живописец Томмазо да Модена первым нарисовал человека в очках. Его примеру последовали и другие: на их картинах в очках щеголяли даже библейские пророки, амурчики и сам апостол Петр.
    Одними из первых пытались исправить близорукость оружейники. Они изготавливали для близоруких рыцарей шлемы с узкой горизонтальной щелью на уровне глаз.
    Первые помощники зрения изготовлялись из кварца, поскольку оптическое стекло еще не было знакомо. Линзы ставили в роговые, металлические и даже в кожаные оправы. Они производились в подобной форме сначала в Италии, позднее в Голландии, Германии, Испании, Англии и во Франции.
    Но не везде очки встретили радушный прием. В 1319 г. глава сената в Падуе вызвал бурю негодования среди горожан, когда появился на свадьбе в очках. Они заподозрили, что под этой «маской» скрывается злой колдун или мошенник. Первые очки были двояковыпуклыми и позволяли читать вблизи. Венецианские мастера создали свою систему для измерения диоптрий стекол и обозначения их специальными знаками.
    В ХV в. вогнутые и выпуклые линзы, разработанные стеклодувами Франции, часто использовались тогдашними художниками. Это было время подъема фламандской художественной школы. Вполне вероятно, что братья Хуберт и Ян Ван Эйк использовали линзы, чтобы уловить все детали и нюансы окружающей действительности. Когда созерцаешь их совершенные полотна, нарисованные масляными красками, кажется, что смотришь на декорации и изображенные лица через удивительные вогнутые линзы, так ясно, до мельчайших, подробностей отображены предметы на заднем плане.
    В середине этого столетия в сочинениях кардинала Николая Кузанского мы находим упоминание о вогнутых, отрицательных, линзах.
    В 1518 г. великий итальянский художник Рафаэль написал портрет папы Льва Десятого. Римский папа был близорук, поэтому художник изобразил его держащим очки с отрицательными линзами.
    На Руси очки впервые появились в конце ХVI в., а со второй половины ХVII в. они уже получили широкое распространение. Первая документальная запись об очках на Руси была сделана в «Приходной книге товарам, взятым... в Государеву Мастерскую палату» (1636 г.): «Ноября 28, принес из хором стольник князь Никита Иванович Одоевский двое очки во влагалицех (футляре. — М.Ф.) в серебряных; на одном влагалице подписано «очки князя Олексея Васильевича Приимкова Ростовского», да на стороне около клейма два льва, а на другой стороне инрог (единорог. — М.Ф.) со змием деретца; у других очков у влагалица по сторонам резаны в травах птицы. И 145 ж г. (т.е. 1636 г. — М.Ф.) декабря в первый день одними очками государь (Михаил Федорович. — М.Ф.) пожаловал духовника своего протопопа Никиту, а другие очки взял государь себе в хоромы; приказал записать Иван Михайлович Аничков».
    О распространенности очков в России свидетельствуют и следующие цифры — 5892 пары очков, приведенные в «Росписи немецких товаров», которые были привезены морем в 1671 г. в Архангельск. Называли тогда очки «мелкозорами». Московские купцы начали вывозить их на продажу в Сибирь и даже в Китай.
    Наиболее древние из известных очков на Руси хранятся в Государственной оружейной палате. Историки считают, что эти очки относятся или к концу ХVI в., или к началу ХVI в.
    Однако врачи почти 500 лет негативно относились к очкам. Вначале запрещали ими пользоваться, о чем говорилось в первом учебнике по медицине на немецком языке, вышедшем в 1583 г., а потом вообще перестали о них упоминать. Ивсе же очки изготовляли, но подбирали их не врачи, а торговцы, которые продавали очки наряду с галантереей и другой мелочью. Подбор очков был весьма приблизительным.
    Итальянцы для ношения очков использовали специальные проволочные сетки и подвешивали линзы к ним.
    В ХVI в. испанцы прикрепляли шелковые ленты к очкам и завязывали их за ушами. Писатель Франсиско Кеведо-и-Вильегас популяризировал приспособление, изобретенное для его близорукости, а знаменитый художник Диего Веласкес увековечил его в гениальном портрете. Очки находили все большее применение, хотя испанский драматург Лопе де Вега и писал насмешливо о них, что они похожи на «два зажаренных яйца, наклеенных на нос». Эти очки представляли собой две металлические оправы вокруг пары стекол, соединенных между собой изогнутым мостиком: были они очень тяжелы, едва держались на носу и тотчас падали, если их владелец чихал или кашлял.
    Во Франции очки назывались «люнет» («маленькие лупы»), и их носили только дома и в редких случаях в публичном месте.
    Вольтер едко высмеял это приспособление. Его герой Панглос, философ-оптимист, который везде и всюду открывал следы божественного провидения, изрекал такие афоризмы: «Носы созданы для ношения очков».
    В отличие от французов, испанцы считали, что очки придают человеку благородный и возвышенный вид и ношение их свидетельствует о высоком бщественном поло-жении. Художник Томмазо да Модена часто рисовал своих персонажей в очках. Его примеру последовали и другие. В 1599 г. испанский живописец Доменико эль Греко нарисовал кардинала в очках с ленточками. Испанские миссионеры завезли очки в Китай. Китайцы внесли свой вклад, прикрепив к концам лент керамические или металлические шарики для баланса.
    В 1730 г. в Лондоне Эдуард Скарлетт установил на очках жесткую оправу с заушниками. И это было, пожалуй, самым полезным изобретением. Очки уже не падали на пол и не разбивались. Французы тотчас заявили, что с такими очками «легче дышится». Вскоре появились вертикальные ручки, которые позволяли придерживать очки одной рукой. Также очки прозвали «ручным биноклем». Одна из моделей была разработана из перламутра, золота и горного хрусталя специально
    для Наполеона Бонапарта, который страдал близорукостью. Очки его были знамениты в то время и приводили в восхищение всех дам при дворе.
    В 1801 г. немец Генрих Август Дюнкер основал в Ратенау первую фабрику очков, где производство базировалось на научных принципах. В высшем свете начали носить лорнеты. Они предназначались не для чтения, а для кокетства. Лорнет представлял собой вариант очков с ручкой и носился на цепочке или шнурке. Прусский герцог Людовик Талейран Перигор ввел в моду лорнет в черепаховой оправе на широкой муаровой ленте. В эпоху рококо высоко ценилось искусство обращения с лорнетом, умение лорнировать, разглядывать кого или что-либо с продуманным настроем — например, нарочито небрежно, пристально.
    Англичане придумали также монокль, который распространился в Германии и России. Монокль представлял собой круглое стекло для одного глаза, вставляемое в глазную впадину. Его применяли вместо очков или пенсне. Если же быть точнее, то первый монокль, или, вернее, подобие его, обнаруживается в Древнем Риме: еще император Нерон, страдающий близорукостью, вставлял в глаз большой, тщательно отполированный сапфир. Об этом, в частности, упоминает римский писатель и историк Гай Светоний Транквилл в своем главном сочинении «О жизни двенадцати цезарей».
    Монокль в современном понимании слова имеет отношение к лупам, с помощью которых в ХVII—ХVIII вв. рассматривали миниатюры. Такая лупа называлась моноклем, и тогда же возникла мода вставлять в глаз кусок стекла. Его иногда вешали на шнурке, вставляли в золотую оправу или носили без оправы, французский герцог де Бофремон носил его на полях шляпы. Существовали также четырехугольные монокли. В свете придавалось большое значение умению обращаться с моноклем (как и с лорнетом). В XIX — начале XX в. монокль пользовался популярностью среди дипломатов и офицеров. Он всегда считался предметом роскоши.
    Американский ученый Бенджамин Франклин изобрел бифокальные линзы. В начале XIX в. соединительные мостики очковых оправ приобретают различную конфигурацию: появились овальная форма ободка, очки-пенсне, то есть очки без заушных дужек, держащихся на носу с помощью пружины, зажимающей переносицу. Пользовались они большим успехом, особенно среди литераторов и актеров, так как были заметны и придавали лицу определенную интеллигентность.
    Позднее миру стал известен новый пластический материал — целлулоид, нашедший широкое применение в производстве оправ. В 1875 г. введены диоптрии.
    С техническим прогрессом очки становятся более разнообразными, совершенными и практичными. Были созданы небьющиеся стекла, двухфокусные линзы, стекла, чувствительные к свету, окрашенные, благодаря чему коррелирующие зрение очки походили на солнечные. Одним из революционных открытий стало создание контактных линз, которые надевались на глазное яблоко. Первые линзы были жесткими, сделанными из стекла или плексигласа, а позднее благодаря усилиям чешского химика Отто Вихтерле в 1964 г. начато и производство мягких линз. Для страдающих одновременно близорукостью и дальнозоркостью были созданы линзы «дифракс», а позднее французская фирма «Эсилор» изобрела линзы «люнель», предохраняющие глаза от яркого света.
    Контактные линзы очень нравятся женщинам — они не согласны, что и с очками можно быть красивой. В наше время в моду вошли комбинированные оправы из пластмассы и металла с цветными лаками и эмалями.
    Любой окулист скажет: чтобы выписать рецепт, нужно провести множество различных измерений. Японской фирме «Нидек» удалось автоматизировать этот процесс, сконструировав электронно-оптический прибор. Теперь пациенту достаточно лишь приставить глаза к окулярам и не моргать.
    Все остальное управляемый микропроцессором диагност делает без участия врача: печатающее устройство выдает рецепт, где указаны расстояние между центрами зрачков, оптическая сила линз и другие данные, необходимые для изготовления очков.
    Немецкая фирма «Картье» выпустила в продажу самые дорогие в мире очки — их оправа, заушники, украшенные бриллиантами и изумрудами, изготовлены из золота и платины. Стоят драгоценные очки 81 тыс. евро.
    Самые легкие в мире очки «Хелпер Суперлайт», производимые японской компанией «Сейка Трейдинг» из города Осака и впервые представленные на рынке в августе 1988 г., весят всего 4,583 г. Подобные очки производятся с 7 типами линз — от +1.00 до 4.00 диоптрий.
    Появились даже очки, контролирующие моргание. Как известно, усталый водитель тепловоза может уснуть в ночное время и пропустить красный свет светофора. Это грозит аварией. В Германии, в Научном центре по испытаниям средств транспорта, созданы оригинальные очки безопасности. Внешне они не отличаются от обычных. Только здесь от дужки тянется тонкий
    проводник к электронному блоку, смонтированному на пульте управления. Специальное устройство контролирует частоту мигания. Если веки опущены и ресницы не касаются миниатюрных датчиков дольше 20 с, прибор выдает акустический сигнал тревоги для водителя. Если же человек заснул крепко и не открыл глаза, то еще через 7 с автоматически включается тормоз-ная система.
    Польский оптик Чеслав Овсяк собрал коллекцию больше чем из 500 очков. Самые старинные из них относятся к XVI в. Есть в его собрании и такой экспонат: большая линза, соединенная с металлическим треугольником. Пользовались этим оптическим устройством как лорнетом. Коллекция Чеслава занимает в его квартире 18 витрин.
    И коль речь идет об очках, нельзя не упомянуть и о солнечных. Помимо эстетической, они имеют и другую функцию — предохранять глаза от яркого солнечного света и ультрафиолетовых лучей. Здесь свои тонкости: очень темные стекла вредны — они раздражают и утомляют глаза, которые находятся в постоянном напряжении. Яркие окраски — желтая, светло-зеленая и синяя — не только не защищают от солнца, но и наоборот, вредят зрению. Специалисты настаивают: предохранительная функция стекол тесно связана с их способностью поглощать свет, вот почему рекомендуются стекла с нейтральной окраской — дымчатой и янтарной.
    И несколько советов для тех, кто в силу обстоятельств носит очки или собирается их носить. Всезнающая статистика утверждает, что только во Франции 23 млн жителей носят очки, в России же их, само собой, больше. Причем носят французы не первые попавшиеся на глаза очки, а с выбором. Тут важно не только улучшение зрения, но и внешняя красота «очкариков». Подобрать красивые очки к лицу — тоже искусство.
    Треугольному лицу с выступающими скулами и острым подбородком подойдут очки в форме бабочки, у которых верхний край оправы шире нижнего.
    К круглому лицу лучше подобрать крупные очки геометрической формы с тонкими дужками (ни в коем случае не круглые, повторяющие форму лица).
    Лицу широкому в области скул и средней части с резко выраженными углами нижней челюсти подойдут крупные очки плавной (овальной) формы.
    Если у вас тонкое лицо с мелкими чертами, приобретайте очки с миниатюрной оправой, так как массивные окуляры «съедят» вашу прелестную мордашку.
    Если у вас круглое «кукольное» личико, то вы будете неотразимы в заходящих за виски очках квадратной или овальной формы с широ кой оправой.
    Овальному лицу подходит любая форма очков.
    С помощью очков можно оптически укоротить длинный нос, если носить их чуть ниже. Короткий нос лучше выглядит, если перемычка расположена высоко.
    Если у вас чрезвычайно широкие и кустистые брови, вам следует носить очки, верхняя часть оправы которых целиком совпадает с линией бровей. Тогда лицо будет казаться более женственным.
    Если у вас узкий лоб, то подойдут очки, верхняя часть которых без оправы. А вот обладательниц чрезмерно широкого лба украсят очки без нижней оправы.
    Необходимо помнить также и о том, что «плюсовые» стекла зрительно увеличивают и округляют глаза, в то время как «минусовые» резко уменьшают. Исправить такие недостатки может умело выполненный макияж. Например, избежать «эффекта округлости» поможет тонкая линия, проведенная черным или коричневым карандашом по контуру верхнего века. Тени должны быть темных тонов, причем желательно растушевывать их вплоть до линии бровей. На ресницы верхнего века можно нанес ти небольшое количество туши черного цвета.
    Глаза близоруких дам приобретут максимальную выразительность, если обвести их сверху и снизу серым или коричневым карандашом по линии ресниц, а затем растушевать тонкой кисточкой. Над верхним веком следует нанести темно-серые или коричневые тени, что придаст глазам объемность. Сами же веки нужно припудрить светлыми тенями. Для большей привлекательности добавьте последний штрих: проведите белым карандашом вдоль нижнего века.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]