СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • АРХИМЕД-2015 (продолжение)

    АРХИМЕД-2015
    Часть 2.1 (продолжение). Начало в ИР, 6, 2015.

     

    ОЧИСТИТЬ И ХРАНИТЬ БЕЗОПАСНО

    «Горно-химический комбинат» (ГХК) в Красноярском крае, в составе Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», — предприятие уникальное, с подземным расположением основных ядерных производств, не имеющее аналогов в мире. До 1995 г. выполнял государственный оборонный заказ по производству плутония для ядерного оружия. За успешное освоение сложных промышленных технологий награжден орденом Ленина. Затем заказ на производство плутония был снят, началась конверсия предприятия.
    Сегодня ГХК — ведущее в России предприятие по созданию полного технологического комплекса в области цивилизованного обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) энергетических реакторов и замыканию ядерного топливного цикла.
    Комплекс предусматривает полную изоляцию радиоактивных отходов в твердой форме. «Сухое» хранилище, строящееся в соответствии с международными стандартами, не будет оказывать отрицательного воздействия на персонал, население и окружающую среду.
    Это касается новых отходов. А пока необходимо очистить водоемы, где за многие годы накоплено немалое количество ОЯТ.

    РАЗМЫТЬ И ОТКАЧАТЬ
    Специалистами предприятия сконструировано «Устройство для очистки бассейна от радиоактивных донных отложений». Основной проблемой при выводе из эксплуатации открытых бассейнов-хранилищ является извлечение плотных иловых отложений.
    Устройство предназначено для размыва и извлечения иловых отложений со дна бассейна-хранилища и дальнейшей выдачи их по трубопроводу в бак-сборник для отстаивания, переработки и хранения.
    Устройство смонтировано на плавающей платформе, перемещаемой по бассейну тросовой системой между размещенными на берегах лебедкой и блоком. Под рамой платформы подвешена на стойках при­емная камера в виде перевернутого прямоугольного сосуда, перемещаемая вертикально по стойкам с помощью лебедки, установленной на самой платформе. Приемная камера соединена с компенсирующим сосудом, сообщающимся через фильтр с атмосферой и через обратный клапан с бассейном. На крышке приемной камеры установлены два пульсационных клапанных погружных насоса, всасывающие патрубки которых введены в приемную камеру. Один насос размывает и взбалтывает ил, второй откачивает суспензию из-под емкости. Нагнетательный патрубок размывающего насоса соединен с соплами, расположенными в приемной камере. Для обеспечения работы насосов на плавающей платформе установлены клапанные воздухораспределительные устройства, попеременно подающие в насосы сжатый воздух или разрежение от эжектора. Система управления работой воздухораспределительных устройств и оборудования размещается на берегу. Подача сжатого воздуха к устройству и выдача иловых отложений, а также электроснабжение и управление осуществляются по гибким трубопроводам и кабелям, проложенным по плавающим понтонам.
    Приемная камера ручной лебедкой опускается на дно бассейна до достижения канатом провисания, что указывает на внедрение стенок приемной камеры в иловые отложения. Воздух из приемной камеры и корпусов насосов сдувается через фильтр в атмосферу, обеспечивая максимальное заполнение подкамерного пространства иловыми массами. Одновременно при погружении камеры заполняются водой корпуса насосов.
    Сжатый воздух нагнетается к коллектору сопел. Вытекающие из них струи размывают иловые отложения и направляют их к всасывающему патрубку откачивающего насоса.
    Для полного удаления иловых отложений может потребоваться несколько циклов размыва и откачки, после чего устройство поднимают лебедкой и передвигают на следующую позицию. Отсканированное таким образом дно водоема можно затем засыпать почвой и использовать «в мирных целях».
    Новая технология облегчает и упрощает производственный процесс по удалению иловых отложений, а в условиях работы с радиоактивными средами повышает безопасность персонала. К тому же она обходится дешевле, чем использование экскаваторов.

    В ТОТ ЖЕ ПЕНАЛ ПОМЕСТИЛИ БОЛЬШЕ
    С развитием ядерной энергетики проблема хранения отходов становится острее. Ученые ГХК удачно доработали пенал для длительного содержания в «сухом» хранилище отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) энергетического реактора ВВЭР-1 ООО.
    В корпусе пенала размещена решетка с 4 ячейками для упорядоченной установки ОТВС и крышки. Корпус содержит цилиндрическую обечайку, к нижнему торцу которой приварено плоское днище с амортизатором, предназначенным для гашения удара при аварийных ситуациях, связанных с падением пенала, и предотвращения его разгерметизации. Крышка снабжена 2 грузозахватными устройствами: периферийным буртом и центральным грибком. В центральном грибке расположены клапан и механизм управления ригельным замком, при помощи которого крышка сцепляется и расцепляется с корпусом. Клапан используется для вакуумирования пенала и заполнения его азотно-гелиевой смесью. Решетка предназначена для упорядоченного размещения ОТВС в пенале и состоит из 4 вертикальных стоек и центральной трубы, соединенных между собой разделительными перегородками с образованием между ними 4 ячеек. Вертикальные стойки размещены по периметру корпуса таким образом, чтобы углы между разделительными перегородками в 2 противолежащих ячейках равнялись углу между смежными гранями ОТВС, а в 2 других противолежащих ячейках — углу между несмежными гранями ОТВС. Такое размещение стоек позволило создать 4 ячейки с увеличенным их сечением. Новая компоновка, по сравнению с прототипом, позволяет разместить в каждом пенале 1 дополнительную ОТВС и обеспечить установку серийных и несерийных ОТВС.
    После предварительной выдержки (не меньше 20 лет) в «мокром» хранилище отработка поступает в «сухое» хранилище. Дальнейшее хранение предусматривается в герметичных пеналах, заполненных смесью азота и гелия.
    В камере подготовки считывают номера, измеряют глубину выгорания и предварительно сушат ОТВС. Затем сборки передают в камеру комплектации пеналов, где их загружают 4 ОТВС, приваривают крышки к корпусу, заполняют смесью азота и гелия, окончательно герметизируют, заваривая клапан на крышке и помещают в гнездо хранения в отсеке «сухого» хранилища.
    Проектом предусматривалось хранение в пеналах вместимостью 3 ОТВС. Конструкция нового пенала с аналогичными массогабаритными характеристиками, но с увеличенным до 4 количеством ОТВС позволяет повысить общую вместимость «сухого» хранилища на 33%.
    Сухое хранилище рассчитано на 2794 гнезда хранения, в каждом из которых размещается по 2 пенала. При переходе на 4-местный пенал общая вместимость хранилища увеличивается на 2643 т. Себестоимость хранения 1 т ОЯТ уменьшается на 98,1 тыс. руб. в год (на 24,2%). Экономический эффект от использования изобретения, по оценкам специалистов, составит 1037,1 млн руб.
    Тел. (****) **-**-**, «Горно-химический комбинат»,специалист по работе со СМИЛагунов Илья Александрович. E-mail: ******@*****.ru

     

    НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗ МГТУ

    ОЧИСТИМ СТОКИ, НЕДОРОГО
    Флотационная машина, сконструированная учеными МГТУ имени Н.Э. Баумана, предназначена для извлечения из воды гидрофобных примесей (нефтепродуктов, масел).
    Исходная сточная вода через входной патрубок попадает в нижнюю часть корпуса флотомашины, в зону аэрации, создаваемую дисковыми аэраторами, которые генерируют во множестве пузырьки воздуха.
    Попадая в этот хоровод, гидрофобные загрязнения при контактах с пузырьками слипаются в флотокомплексы (частица-пузырек). Сформировавшиеся альянсы поднимаются вверх, образуя пенный слой, который самотеком или принудительно выводится из корпуса машины через пенный желоб в шламосборник.
    Очищенная на первом этапе вода из зоны аэрации поступает в камеру фильтрования. Здесь работают элементы коалесцентно-адсорбционного типа (2 вертикальных и 1 горизонтальный). Флотокомплексы, прилипшие на внешней перфорированной поверхности фильтрующего элемента, объединяются в большие агрегаты, что способствует появлению большой выталкивающей силы и быстрому всплыванию этих комплексов в верхний пенный слой.
    Загрязнения, находящиеся в мелкодисперсном и растворенном состояниях, улавливаются специальным сорбционным материалом, находящимся внутри фильтрующего элемента. Вода, прошедшая через, него попадает в полость самого элемента, а оттуда в последнюю камеру с устройством регулирования уровня жидкости, после чего выводится из корпуса флотомашины через выходной патрубок.
    Технология бауманцев обеспечивает высокую (до 98%) эффективность очистки сточной воды от гидрофобных примесей, позволяя отказаться от использования распространенных дорогостоящих фильтров доочистки сточной воды. Кроме того, экономятся площади, занимаемые очистными сооружениями, а капитальные затраты снижаются на 25%. Производительность установки — 2 м3/ч.
    Новая технология может заинтересовать нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, ликвидаторов аварийных разливов нефти, мясокомбинаты, молокозаводы, птицефабрики, маслобойные и пивоваренные заводы, заводы растительных масел, машиностроительные предприятия, фермерские хозяйства.
    Как сообщил Борис Семенович Ксенофонтов, зав. отделом НИИ энергетического машиностроения МГТУ, д.т.н, профессор, ученые пошли дальше, создав флотокомбайн, очищающий воду не только от гидрофобных, но и от гидрофильных загрязнений. Например, от микровзвесей чистого песка. Такая технология в мире не известна.

    ФОРМОВАНИЕ В ПОГРАНИЧНОМ СОСТОЯНИИ
    К поршням ДВС, работающим в условиях высокой тепловой и механической напряженности, предъявляются повышенные требования по теплопроводности, статической, динамической и усталостной прочности, антифрикционным свойствам, износостойкости, коррозионной стойкости, а также по удельному весу и коэффициенту линейного термического расширения используемых материалов.
    В России их производят главным образом методами литья и штамповки из поршневых алюминиевых сплавов АЛ25 и АЛЗО, имеющих состав, близкий к эвтектическому силумину.
    Учеными МГТУ предложен пригодный для массового производства высокотехнологичный ресурсосберегающий промышленный способ тиксоформирования — тиксопрессование поршней ДВС.
    Тиксоформинг — прецизионное формование металлов в промежуточном состоянии между твердым и жидким, т.е. в интервале температур затвердения или плавления.
    Литейные сплавы околоэвтектических составов и большинство деформируемых сплавов считаются трудными или вообще непригодными для переработки в твердожидком состоянии.
    В России впервые в мировой практикетиксопрессование фасонных деталей осуществлено из сплавов околоэвтектического состава. Технология применена в варианте тиксопрессования для формообразования поршневых заготовок из литейного сплава АЛ25 и деформируемого сплава АК4-1.
    Использован оригинальный способ производства тиксозаготовок: множественное образование зародышей на водоохлаждаемом желобе, объемное затвердевание в условиях, приближенных к равновесным, закалка суспензии при заданной доле твердых зерен с недендритной морфологией. Все вместе это обеспечивает формирование заготовки с требуемыми реологическими свойствами.
    Установлены режимы работы с исходными материалами, позволяющие их свободное деформирование в режиме сверхпластичности твердой фазы при низкой доле жидкой фазы в суспензии. На этом принципе разработан высокотехнологичный способ тиксопрессования сложных фасонных заготовок деталей за один технологический переход.
    Свойства тиксопрессованного сплава АЛ25 в изделии «поршень», сочетающем в одной детали массивные и тонкостенные элементы, существенно превышают (по пластичности в 8 раз) стандартизованные значения прочностных характеристик, достигаемые известными и используемыми в практике отечественного машиностроения способами литья и штамповки.
    Тел.: (***) ***-**-**, ***-**-**. http://www.****.ru

    А ЧТО В РЯЗАНИ?

    АРОЧНЫЕ ЗУБЬЯ ЗА ПОЛЧАСА
    В рязанском филиале Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) изобрелиспособ изготовления цилиндрических зубчатых колес с арочными зубьями.
    Применение цилиндрических колес с арочными зубьями в современных редукторах вместо прямозубых, косозубых и шевронных колес является эффективным направлением повышения нагрузочной способности, долговечности, плавности работы, снижения уровня шума, уменьшения массогабаритных показателей современных редукторов.
    Высокопроизводительное нарезание высокоточных закаленных цилиндрических колес с арочными зубьями теперь выполняется на обычных многокоординатных станках с ЧПУ вместо традиционных зубофрезерных. Кроме того, оказалось возможным отказаться от зубошлифования, операции длительной и дорогой, что снижает себестоимость их изготовления по сравнению с обычными цилиндрическими зубчатыми колесами. Точность обработки при этом находится в пределах 5—6-й степени точности по ГОСТ 1643-81. Освоена технология чистового нарезания профилей зубьев после закалки до твердости HRC 60...62.
    По базовым технологиям на изготовление одного зубчатого колеса может потребоваться несколько часов. Колесо с зубьями арочного профиля рязанцы делают за полчаса. В среднем уровень шума цилиндрических колес с арочными зубьями, работающих в зацеплении, уменьшается в 2 раза, нагрузочная способность увеличивается в 2,2 раза, износостойкость — в 2,5 раза, при этом их стоимость сравнима с аналогичными цилиндрическими колесами, работающими в схожих условиях, а в некоторых случаях и ниже в 1,2—1,6 раза. Масса редуктора может быть снижена на 15—30%.
    Пат. ******* и др.

    ЧТОБЫ С КРЫШ НЕ ПАДАЛО
    Цель проекта — разработка конструкции вибродвижителя и создание на его основе самоходной платформы для механизированной очистки скатных крыш зданий и сооружений от снега и наледи.
    Асимметричная система упругих тонких стержней (см. рис.) закреплена на основании и служит опорой основанию относительно поверхности движения. При этом основание вибродвижителя испытывает серию вертикальных ударов. Выбор вибродвижителя обусловлен сложным бугорчатым профилем опорной рабочей поверхности, низкой степенью сцепляемости элементов движителя с опорной поверхностью и требованиями по сохранению целостности кровельных материалов после многократной очистки крыши.
    Предлагается сотрудничество в разных формах. Возможно создание совместного производства с отечественными и зарубежными производителями машин для жилищно-коммунальных хозяйств, дорожной техники, оборудования для обслуживания ледовых арен, сооружений и зданий с любым типом кровли.
    Пат. *******.
    Тел. (****) **-**-**, И.А.Мурог. E-mail: dir@******.ru 

     

    ИЗОБРЕТЕНО В ЦНИИ АВТОМАТИКИ И ГИДРАВЛИКИ

    «ГЛАЗ» ДИАГНОСТИРУЕТ ГЛАЗ
    Комплекс компьютерной диагностической аппаратуры патологии зрительного нерва «Глаз» разработан совместно с предприятием «Микрохирургия глаза им. С.Н.Федорова».
    Система компьютерной автоматизированной диагностики глазных заболеваний обеспечивает точную (90—95%) и объективную диагностику патологии зрительного нерва по статическим эталонам с помощью самообучающейся системы. С ее помощью можно выявить больше 40 видов патологий.
    Дифференциальная диагностика заключается в сравнении по максимуму подобия. Критерии расчетных диаграмм распределения 3 основных цветов в изображении глазного дна исследуемого пациента сравнивают с усредненными эталонными диаграммами известных видов патологии зрительного нерва. Для каждой из дифференцируемых патологий подобраны изображения глазного дна больных с верифицированным диагнозом, подтвержденным стандартными методами исследования (визометрией, компьютерной периметрией, электрофизиологическими методами, ФАГ, компьютерной томографией). Данные обследуемых пациентов (острота зрения с коррекцией, поле зрения, количество абсолютных и относительных скотом, светочувствительность, порог электрической чувствительности и лабильность) занесены в созданную базу данных. На основании комплекса офтальмологических, неврологических и при необходимости дополнительных обследований (ЯМР, КТ, анализы крови) установлен диагноз в каждом случае. Пациенты с верифицированным диагнозом, данными обследования и изображениями глазного дна, полученными с помощью фундус-камеры, отобраны для формирования эталонов каждого вида патологии.
    Таким образом, сформирован каталог и атлас по основным видам патологии зрительного нерва. Определены экспертные диагностические эталоны для заболеваний зрительного нерва. Каждый эталон включает по 20—65 глаз пациентов с верифицированным диагнозом.
    Основной инновационный потенциал проекта заключается в расширении использования компьютерной диагностики патологии глазного дна с целью массового обследования пациентов и групп риска для выявления заболеваний.

    ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ЧЕРЕПА И ПОЗВОНКОВ
    Набор унифицированных имплантатов силикокальцийфосфатных нейрохирургических рентгеноконтрастных «НИС-НХ-Р» разработан в ЦНИИ автоматики и гидравлики. Их основой стал биосовместимый материал, состоящий из стекловидной алюмосиликатной ячеистой матрицы и биосовместимого фосфата кальция — гидроксиапатита. Объемная масса заготовок имплантатов составляет 700 ± 100 кг/м3, что соответствует структуре губчатой кости. Преимущественно открытая структура материала с общей пористостью 75% в сочетании с высокой гидрофильностью обеспечивает его полную инфильтрацию тканевой жидкостью с последующим развитием процесса остеогенеза на поверхности и в объеме имплантата.
    Набор имплантатов «НИС-НХ-Р» состоит из усредненных по форме и размерам фрагментов костей свода и основания черепа, позвонковых тел, исходя из типичных форм их повреждений. Это пластинчатые имплантаты различного диаметра для закрытия дефектов костей свода, основания черепа и фрезевых отверстий. А также эллиптические и цилиндрические имплантаты для стабилизации тел позвонков.
    Набор для ремонта черепа и позвонков.
    Набор для ремонта черепа и позвонков.

    Новые имплантаты «НИС-НХ-Р»:стимулируют остеогенез за счет биосовместимости и остеопроводимости; выполняют роль каркаса, определяющего направление роста кости; активно пропитываются антибиотиками пролонгированного действия; надежно стерилизуются сухожаровым способом при температуре 180°C; легко обрабатываются при припасовке к костному ложу с использованием стандартных хирургических пил, фрез и других инструментов. К костному ложу крепятся титановыми шурупами, мини-пластинами или проволочными швами. Их рентгеноконтрастность позволяет проследить за непосредственными и отдаленными результатами хирургического лечения. Они не подвержены деструктивным изменениям в отдаленные сроки после имплантации.
    Применение имплантатов в наборе «НИС-НХ-Р» расширяет возможности костной пластики при лечении различных дефектов костей свода и основания черепа и значительно сокращает сроки наружной иммобилизации при реконструктивно-стабилизирующих операциях на шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника.
    Силикокальцийфосфатные имплантаты поставляются потребителю полнокомплектными наборами «НИС-НХ-Р» или в виде отдельных изделий по желанию заказчика.

    ИНТЕРЕСНО, КУДА ПРИЛЕТИТ?
    Для управления вектором тяги двигателя ракеты-носителя «Союз-2.1в» создана электрогидравлическая рулевая машина (РМ). Ее конструктивные особенности в том, что однокаскадная рулевая машина выполнена на базе плоского поворотного золотника, управляемого через планетарный редуктор шаговым двигателем.
    Обратная связь по положению штока цилиндра осуществляется с помощью планетарного редуктора и механизма обратной связи, выполненного в виде связанной со штоком зубчатой рейки, входящей в зацепление с зубчатым сектором, закрепленным на коронной шестерне планетарного редуктора. Конструкция обеспечивает разрешающую способность (перемещение на 1 шаг) -0,5 мм.
    Разработан ряд РМ с широким диапазоном развиваемых усилий и скоростей.
    Тел. (***) ***-**-**, АО «ЦНИИ Автоматики и гидравлики».
    E-mail: ******@******.ru

     

    ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

    ТЕПЛОВАЯ ТРУБА ОХЛАЖДЕНИЯ
    Разработана эффективная система охлаждения для отвода тепла от компонентов радиоэлектроники с высокой мощностью тепловыделений.
    Тепловая труба с применением трубчатых оптоволоконных структур (фото 1) изготовлена в виде цилиндрической емкости, выполненной из кварцевого стекла. Основание емкости — плоская поверхность — является зоной испарения, а противоположная сторона — зона конденсации — представляет собой кварцевый стеклянный радиатор. Внутренняя боковая поверхность емкости выложена трубчатыми оптическими стеклянными волокнами. В качестве хладагента используется легкоиспаряющаяся жидкость. В результате за счет применения трубчатых оптоволоконных структур улучшается теплообмен в тепловой трубе, а значит, повышается эффективность отвода тепла от блоков радиоэлектроники, работающих с перегревом, например компьютерного процессора.

    АРМИРОВАННАЯ ДОЩАТОКЛЕЕНАЯ БАЛКА

    В строительных конструкциях широко распространены изгибаемые элементы в виде деревянных балок. Например, в покрытиях зданий производственных цехов, складских помещений, сельскохозяйственных построек и пр. В процессе эксплуатации деревянных конструкций и элементов, работающих на изгиб, со временем возникают проблемы, связанные с понижением их жесткости и несущей способности. В этом случае перекрытие или покрытие требует частичного или полного демонтажа, а затем усиления балки, что связано с значительными затратами.
    Рис.1: 1 — клееная древесина; 2 — наклонная арматура; 3 — горизонтальная арматура; 4 — устройство для закрепления и натяжения арматуры; 5 — гайка; 6 — глухарь; 7 — металлическая пластина.
    Рис.1: 1 — клееная древесина; 2 — наклонная арматура; 3 — горизонтальная арматура; 4 — устройство для закрепления и натяжения арматуры; 5 — гайка; 6 — глухарь; 7 — металлическая пластина.

    В ДГТУ нашли эффективный способ не только улучшить изначально эти характеристики, но и корректировать их в процессе эксплуатации и даже при вынужденном увеличении проектной нагрузки. Для этого в зоне растяжения балки применили конструкцию из стальных стержней (рис.1), которые можно подвергнуть дополнительному напряжению без демонтажа или частичной разгрузки балки. Это позволит снизить трудовые и материальные затраты на эксплуатацию зданий при увеличении временных и постоянных нагрузок.
    Растянутая арматура балки частично расположена снаружи, частично вклеена в тело древесины. При этом наружная арматура расположена параллельно нижней грани балки, а вклеенная — с углом наклона в приопорных частях. На стыках наклонной и горизонтальной арматуры устроены закладные детали, позволяющие подтягивать растянутую арматуру.Чтобы устранить избыточный прогиб и повысить несущую способность балки, нужно всего лишь подтянуть горизонтальную арматуру закручиванием гаек с обеихсторон.
    Экономическая эффективность разработки зависит от перекрываемого пролета помещения, его длины, величины дополнительной нагрузки. Поэтому в каждом конкретном случае требуется индивидуальный расчет с учетом всех перечисленных исходных.

    КАПЛЕВИДНАЯ КАНАВКА

    Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Для увеличения компрессии топливной смеси в цилиндре, в теле поршня, на боковой поверхности днища проточили канавку каплевидного профиля (рис.2), на расстоянии 2—3 мм от огневого днища. Канавка нарезана под углом 22° относительно оси поршня с общей длиной 12—13 мм и сферическим основанием радиусом 1,5 мм. В результате удалось улучшить компрессионные качества соединения поршень-гильза цилиндра, увеличить степень сжатия, улучшить полноту сгорания топливно-воздушной смеси, снизить токсичность отработанных газов, повысить мощность двигателя.
    Рис.2. Поршень с каплевидной канавкой: 1. — цилиндр; 2. — поршень.
    Рис.2. Поршень с каплевидной канавкой: 1. — цилиндр; 2. — поршень.

    В ходе испытаний было установлено, что газ, поступивший в канавку, испытывает в нижней ее части турбулентные завихрения с частичным возвратом струи. Таким образом, каплевидная канавка создает так называемый воздушный затвор, препятствующий движению воздушного потока через лабиринты компрессионных колец. При обратном ходе поршня каплевидная канавка работает по тому же принципу, захватывая воздушную массу и поднимая ее с более высоким по сравнению серийным поршнем давлением.
    Как показывают патентное исследование и производственная практика, предлагаемое решение снижения прорыва газа через изменение конструкции поршня наиболее оптимально и не имеет аналогов в мировой практике. По данным натурных испытаний, поршень с каплевидной канавкой, в сравнении с серийным, показал увеличение степени сжатия, а также снижение удельного расхода топлива и дымности выхлопных газов.
    К недостаткам рассмотренного конструктивного решения можно отнести небольшое отложение нагара в нижней части каплевидной канавки, однако при соблюдении правил эксплуатации оно не превысит ресурса до первой переборки.
    Пат. 2534761.
    Тел. (***) ***-**-**, ДГТУ. E-mail: *******@****.ru

     

    «ОРЛАН» — СЕМЕЙСТВО РОССИЙСКИХ БЕСПИЛОТНИКОВ

    «Орлан-10» не просто беспилотник, каких в последние годы появилось немало. Это полный комплекс, включающий не только сам БПЛА, но и всю аппаратную часть и инфраструктуру для его работы. Разработан совместными усилиями ученых и инженеровВоенной академии связи им. маршала Советского Союза С.М.Буденного и ООО «Специальный технологический центр».
    4 фото обл. Стартует «ОРЛАН 10».
    4 фото обл. Стартует «ОРЛАН 10».

    «Орлан» может многое. Оснащенный фото- и видеоаппаратурой, отслеживает ситуацию на дорогах, корректирует работу пожарных и спасателей в зоне бедствий, фиксирует перемещение военной техники и многое другое.
    Поскольку видео- и радиомониторинг связаны с большими объемами информации, разработана специализированная система сбора и обработки информации для хранения и комплексной аналитической обработки данных от постов мониторинга и фактографии о работе средств связи из любых источников. Система позволяет скоростной обмен в режиме онлайн.
    Барражируя над местностью, «Орлан» пеленгует источники радиоизлучения в полосе около 250 м с погрешностью до 1 м. В случае необходимости он может перейти от радиоразведки к радиоподавлению и даже к уничтожению источника, координируя огонь артиллерии. Известен недавний эпизод в Черном море, когда, пролетая над военным кораблем ВМС США, «Орлан» полностью дезорганизовал его систему средств связи. С другой стороны, он может развернуть маскировочный зонтик над важными охраняемыми объектами, искажая координационную сетку сигнала со спутника. Радиус рабочей зоны системы искажения навигационного поля не меньше 2,5 км при высоте полета 2 км.
    Движущиеся объекты «Орлан» обнаружит не только на дорогах, но и в лесу. Определит их количество, скорость и направление движения. Наложит радиолокационные изображения на топографическую карту и передаст командно-штабным машинам управления огнем артиллерии. Точность определения координат объектов поражения до 30 м. Сам беспилотник практически неуязвим, поскольку его корпус сделан из композитных материалов, делающих его радиопрозрачным.
    Основные технические характеристики БПЛА «Орлан-10»: масса полезной нагрузки — 5 кг; взлет с разборной катапульты; приземление с парашютом; скорость полета — 90—150 км/ч; максимальная продолжительность полета —16 ч; дальность полета — 600 км на высоте до 5 км.
    Сменное целевое оборудование для БПЛА семейства «Орлан»: малогабаритный модуль для определения высокоточной ориентации БПЛА; пеленгатор источников радиоизлучения; универсальный модуль цифровой обработки,фотоаппарат; гиростабилизированная телевизионная камера. Оптические системы позволяют вести наблюдение и днем и ночью.
    Комплекс БПЛА «Орлан-10» является средством двойного назначения и применим во всех силовых ведомствах РФ, в Министерстве связи, при охране особо важных государственных объектов, для обеспечения безопасности массовых мероприятий. С использованием комплексов БПЛА «Орлан-10» была успешно решена задача по обеспечению безопасности проведения зимних Олимпийских игр в Сочи. Осуществляется эффективный поиск отделяемых ступеней ракеты-носителя «Ангара». Комплекс «Орлан-10» реализован в многосерийном производстве и принят на вооружение в силовых ведомствах РФ.
    На 1-й с. обл.: Чернолес Владимир Петрович, начальник научно-исследовательской лаборатории док-тор педагогических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, с курсантами  Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного. Фото Евгения РОГОВА
    На 1-й с. обл.:
    Чернолес Владимир Петрович, начальник научно-исследовательской лаборатории док-тор педагогических наук, профессор, заслуженный изобретатель РСФСР, с курсантами
    Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного.
    Фото Евгения РОГОВА

    Из одного пункта управления можно контролировать сразу 4 БПЛА «Орлан-10». При этом один из них может служить ретранслятором данных для остальных, что увеличивает общую дальность действия группы управления. При необходимости с помощью комплекса организуется локальная сеть, включающая до 30 операторов для управления полезными нагрузками одновременно запускаемых БПЛА. Наземный пункт располагается в КУНГЕ на базе шасси КамАЗ.
    В качестве карты для ориентации на местности используется ее растровое изображение с привязкой по нескольким точкам или электронная карта. Для маршрута указывается до 60 точек, в которых задается высота и признак ее облета — проход по высоте или барражирование. Корректировка маршрута осуществляется по радиоканалу. Возможно указание точки «Дом» и точки посадки, а также алгоритмы поведения в нештатных ситуациях (пропадание радиосвязи, отсутствие сигналов GPS, отказ двигателя).
    Рабочие камеры не нужно менять, как у зарубежных аналогов. Достаточно прямо в полете, даже на удалении 125 км от базовой станции, переключить сигнал с видеокамеры на тепловизор или запросить у беспилотника подробную фотографию местности для детального изучения.
    По сообщению РИА Новости, в течение 2015 г. будет сформирован полк беспилотных летательных аппаратов для использования совместно с морской авиацией Черноморского флота. Аналогичные соединения создаются и в других стратегически важных районах страны. В настоящее время по гособоронзаказу поставляются комплексы с беспилотником «Орлан-10» в 6 основных модификациях, отличающихся по целевым нагрузкам в зависимости от функциональных требований заказчика. На борту БЛА может быть размещен широкий спектр контрольно-измерительной аппаратуры. Наличие генератора на борту позволяет использовать активные нагрузки в течение всего полета.
    Беспилотники «Орлан» могут или уже применяются в экологическом мониторинге, поисковых работах, картографировании, охране важных объектов и массовых мероприятий, патрулировании трубопроводов и ЛЭП, мониторинге развития и оценке последствий чрезвычайных ситуаций, мониторинге состояния памятников архитектуры и природных заповедников, оценке состояния территорий для строительства, метеорологической разведке, рекламной аэросъемке. Сложные метеоусловия не станут помехой при использовании комплекса «Орлан-10» благодаря высокой устойчивости беспилотного аппарата. При построении БПЛА «Орлан-10» использовалась модульная архитектура, что позволяет оперативно менять состав бортового оборудования, а также перевозить БЛА в разобранном виде.
    Тел. (921) 907-55-84, Чернолес Владимир Петрович.
    E-mail: innovas@ bk.ru.

    Фотографии обложки:
    1 фото обл. Хранилища ядерных отходов станут компактней.
    1 фото обл. Хранилища ядерных отходов станут компактней.

    2 фото обл. Из грязи — в чистый водоем.
    2 фото обл. Из грязи — в чистый водоем.

    3 фото обл. Сложный профиль — за полчаса.

    3 фото обл. Сложный профиль — за полчаса.

    5 фото обл. Стальная арматура в деревянной балке.
    5 фото обл. Стальная арматура в деревянной балке.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]