СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • КЛЮЧ К ПРОЦВЕТАНИЮ

    В Японии в 1960-е г. была реализована государственная программа массового обучения изобретательству, которая вывела страну в мировые лидеры. В Китае в настоящее время осуществлен переход от лозунга «Сделано в Китае» к лозунгу «Изобретено в Китае». В 2011 г. КНР вышла на 1-е место в мире по количеству заявок на изобретения.

    В обеих программах ключевое слово — «изобретательство».

    Реализация стратегии изобретательствадолжна быть осуществлена посредством обучения изобретательству и патентованию как единому взаимодополняющему процессу, понятным языком и на интересных примерах через:

    общеобразовательные школы, в которых обучение изобретательству будет основано на опыте великих изобретателей и примерах из повседневной жизни каждого человека;

    вузы, где обучение изобретательству и патентованию будет проходить с использованием конкретных примеров из научно-исследовательской деятельности студентов;

    промышленные предприятия, на которых переподготовка изобретателей будет осуществляться с учетом последних требований патентной экспертизы, а обучение начинающих изобретателей основано на экспресс-методиках создания патентоспособных технических решений и сквозной технологии подготовки заявок;

    мастер-классы по созданию патентных служб на предприятиях.

    Переподготовка преподавателей для обучения изобретательству и патентованию может осуществляться, например, на базе одного из ведущих вузов страны (МФТИ, МГУ, МИФИ, МИЭТ, РГАИС) и занимать от одного месяца до одного года. Дополнительные меры государственной поддержкидолжны включать: популяризацию изобретательства средствами массовой информации; государственную поддержку периодических изданий по изобретательству («Изобретатель и рационализатор», «Изобретательство» и др.); издание массовыми тиражами литературы по практическому изобретательству и ее распространение; широкое использование IT-технологий (создание обучающих программ в области интеллектуальной собственности, компьютерных игр по изобретательству и т.п.).

    Наибольший эффект в повышении квалификации изобретателей достигается на кратковременных занятиях по созданию изобретений и их патентованию. Проведение подобных занятий целесообразно привязывать к необходимости срочной подачи заявок на изобретения их участниками. Последовательность и содержание занятий, как правило, примерно одинаковы для новичков и изобретателей с некоторым опытом, поскольку часто такой опыт относится к прошлому, что диктует необходимость разрушения некоторых сложившихся стереотипов.

    В качестве примера рассмотрим 3-дневные 5-часовые занятия по решению практических задач патентования изобретений. Более подробно эти занятия описаны в издании «Патентование изобретений в области высоких и нанотехнологий». Соколов Д.Ю. — М.: ТЕХНОСФЕРА, 2010. — 135 с. [1].

    День первый

    В течение 1-го часа слушателям объясняется, что признается изобретением в настоящее время. Важно отметить, что помимо оригинального и полезного технического решения, чаще всего состоящего из 1—2, пусть даже гениальных, отличительных признаков, для получения патента необходимо, чтобы в заявке было, как минимум, 10—20 зависимых признаков. Это объясняется тем, что с развитием Интернета патентный поиск упростился, и эксперт, набрав ключевые слова из вышеупомянутых двухотличительных признаков, получает несколько сотен аналогичных технических решений. В результате, скорее всего, найдутся очень похожие решения и эксперт откажет в выдаче патента. Если же в заявке присутствует, например, 20 отличительных признаков, для аргументированного отказа эксперту надо будет найти часто не меньше 10 ссылок. Заявитель в большом количестве признаков, как правило, сумеет найти в их сочетании новые технические эффекты, не отраженные в ссылках, что может существенно облегчить получение патента.

    Про оптимизацию формулы изобретения и зависимые пункты на этом этапе обучения лучше не говорить, чтобы не перегрузить слушателей информацией. Кроме того, важно предостеречь их от излишнего увлечения патентным поиском в начале работы над заявкой, т.к. начинающий изобретатель, используя базы данных, найдет больше 100 похожих аналогов, и скорее всего, откажется от патентования своего решения.

    В зависимости от квалификации слушателей на примере простейшего предмета, находящегося в их поле зрения (карандаша, стула), можно в общих чертах составить формулу изобретения. Важно подчеркнуть, что это не высокотехнологичные решения, однако чтобы постепенно подвести к более сложным задачам, начинать надо именно с простейших.

    На 2-м этапе первого дня занятий слушателям рассказывается об особенностях изобретений в области высоких технологий. Серьезное внимание уделяется высокотехнологичным решениям, объединяющим различные области знаний, на которые иногда трудно получить патенты. Причина состоит в том, что хотя такие изобретения часто бывают полезными, экспертиза может отказать в выдаче патента, поскольку используются известные решения по известному назначению. Во избежание подобной ситуации необходимо вводить дополнительные связи между признаками различных решений (см. [1], стр.47—52). Важно отметить также, что у не связанных между собой групп разработчиков высокотехнологичные комплексы узкоспециального назначения часто могут оказаться очень похожи вследствие жестких ограничений на конструкции и их использование (см. [1], стр.78—82). В такой ситуации очень важную роль играет углубленный патентный поиск.

    Необходимо остановиться на описании высокотехнологичных процессов, результат которых не очевиден, что создает трудности при их защите. В этой ситуации целесообразно приводить протоколы испытаний и ссылки на известные этапы процесса. При решении подобной задачи приходится иметь дело со сложными техническими проблемами, что приводит к появлению значительного числа отличительных признаков, и патентование облегчается (см. [1] стр.53—58). Еще одна особенность защиты высокотехнологичных процессов связана с тем, что часто эти процессы патентуются конкурентами посредством зонтичных и блокирующих патентов, обойти которые непросто. Один из путей обхода заключается в постановке сверхзадачи модулю, защищенному блокирующим патентом. Такой модуль часто приобретает новые возможности с сохранением, а иногда и улучшением основных характеристик. Этот подход подробно описан в [1] стр.59—67.

    На 3-5-м часах занятий слушатели уже сами рассказывают о своих изобретениях с приведением упрощенных чертежей, схем, макетов, идей. Такие первичные решения в результате мозгового штурма дополняются обычно несколькими десятками новых отличительных признаков, на первом этапе независимо от того, приносят они пользу или нет. Следует иметь в виду, что по законам мозгового штурма все участники занятия должны быть соавторами создаваемого изобретения. Даже те, которые не предложили отличительных признаков. Ведь очень часто наводящий вопрос или мнение одного слушателя может быть основой полноценного признака, предложенного другим участником обсуждения.

    В конце первого дня занятий следует внести все предложенные, даже сомнительные, признаки в предварительные формулы изобретений.

    День второй

    В течение 1-го часа, используя приподнятое настроение слушателей, связанное с тем, что в предыдущий день удалось эффективно решить поставленные задачи, целесообразно возвратиться к формулам изобретений, в каждую из которых можно добавить еще какое-то количество отличительных признаков.

    Во 2-й и последующие часы целесообразно провести работу по исключению полностью непригодных признаков и составить практически законченные формулы изобретений. Важно не исключать какие-то признаки только потому, что они дают незначительные технические результаты. В этой ситуации руководитель занятия должен показать значительное разнообразие возникающих в результате их включения технических результатов: надежность, производительность, точность измерения, ремонтопригодность, удешевление и т.п.

    День третий

    На 1-м этапе осуществляется «шлифовка» формул, при которой им желательно придать классический вид, когда сначала вводят новые отличительные признаки, а потом дают их взаимосвязи.

    На 2-м и 3-м этапах слушателям дается понятие об остальных разделах заявки. Важно выделить, что описание конкретного изобретения должно иметь достаточный объем информации для возможности его реализации. Если для этого нужен, например, координатный стол, даже когда он не введен в формулу, в описании лучше раскрыть каретки, приводы, направляющие и т.п. Если по каким-то причинам это делать нецелесообразно, то следует не забыть упомянуть координатный стол и дать конкретную ссылку на патент или другой источник информации, где такой стол описан. Число ссылок в заявках на высокотехнологичные изобретения в ряде случаев может достигать нескольких десятков. Следует также отметить, что последовательность написания разделов заявки на высокотехнологичное решение должна отличаться от последовательности, в которой они расположены в описании. В противном случае трудоемкость составления заявки резко возрастает. Вариант такой последовательности представлен в [1], стр.97—106.

    Необходимо хотя бы на одном из предложенных изобретений детально рассмотреть завершающий раздел — описание технических результатов, возникающих при использовании каждого отличительного признака. Важно, чтобы каждый первичный технический результат путем логических рассуждений переводился во вторичный и т.д., причем желательно иметь один окончательный результат, чтобы экспертиза не смогла сослаться на нарушение единства изобретения. Объединяющим техническим результатом может стать расширение функциональных возможностей изделия. Предположим, изобретен оптический микроскоп. Какая-то группа признаков прибора повышает точность его измерений. Из этого следует, что, используя микроскоп, можно изучать более широкий круг объектов. Следовательно, его функциональные возможности расширяются. Другие признаки позволяют увеличить поле измерения, что обеспечивает исследование объектов больших размеров, что также расширяет функциональные возможности микроскопа. Если какой-то признак позволяет повысить надежность соединения деталей несущего корпуса микроскопа, можно сказать, что изделие в состоянии работать в условиях повышенных вибраций. Это опять расширяет его функциональные возможности.

    На 4-м часе рассказывается о сопроводительной документации, подробную информацию о которой можно найти на сайте fips.ru.

    Цель 5-го часа занятий — довести до слушателей информацию о том, что еще предстоит сделать. В частности, не откладывая надо закончить все тексты заявок. После этого, если есть такая возможность, отложить их примерно на три недели, а потом вернуться к этим текстам. В результате облегчается поиск ошибок и возможность внесения дополнений. Следует также отметить, если изобретения сделаны в одной области, работу можно вести по нескольким заявкам параллельно. В этом случае общее время подготовки заявок может быть сокращено. В частности, на составление качественного текста одной заявки на изобретение средней сложности, если оно собственное и готово, у автора без авральной работы в среднем уходит 2 мес. Если же ситуация критическая, то заявку можно подготовить и за более короткий срок.

    Как свидетельствует практика, на 3-дневных занятиях удается подготовить до 4 изобретений, естественно, имея в виду их последующую доработку. Предложенный вариант практикума по подготовке заявок на патенты — один из возможных. Бывают сложные технические решения, которые удается привести к патентоспособному виду на подобных практикумах лишь за неделю. Вместе с тем иногда несколько простых решений можно подготовить и за один день. В целом следует еще раз подчеркнуть, что наиболее успешно обучение идет, когда необходимо быстро оформить заявки на реальные изобретения и при желании авторов научиться делать подобную работу самостоятельно.

    В заключение следует подчеркнуть, что основным элементом государственной стратегии в области защиты интеллектуальной собственности является подготовка изобретателей, а обучение технологиям патентования должно рассматриваться в сочетании с обучением изобретательству. В результате изобретатели научатся грамотно составлять формулы и тексты заявок, а патентные работники смогут помочь начинающим изобретателям создавать более сильные изобретения.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]