СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • ГЕНЕРАТОРЫ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

    Знаете ли вы, что в Ухрюпинске собираются перевести автомобили на водородное топливо? Водород будут получать прямо на заправках электролизом воды, а для выработки электричества на станциях поставят бензиновые электрогенераторы. Такой вот круговорот!

    А между тем уже всерьез идут испытания современных топливных элементов, которые могут работать не только на чистом водороде, но и на других газах. Физики всего мира давно колдуют над созданием твердооксидных топливных элементов — высокоэффективных генераторов электроэнергии будущего. Напомним, что топливные элементы вырабатывают электроэнергию за счет химических превращений веществ, непрерывно поступающих к электродам извне. В этом они отличаются от аккумуляторов и батарей, где объем запасающих энергию веществ ограничен корпусом устройства.Наиболее перспективными специалисты считают твердооксидные топливные элементы(ТОТЭ), где электрический ток вырабатывается за счет движения ионов кислорода.

    Итак, ТОТЭ — это высокоэффективные генераторы электрической энергии, в которых энергия углеводородного топлива преобразуется в электроэнергию посредством электрохимического процесса. Преимуществами ТОТЭ перед традиционными генераторами электроэнергии, сжигающими углеводородное топливо (тепловыми станциями и газотурбинными установками), являются высокие значения мощности на единицу объема, высокие значения КПД и экологичность.

    В ТОТЭ ионы кислорода проходят через твердый оксид (одно- или многослойный керамический материал), заменяющий электролит, и при высокой температуре реагируют с водородом на аноде. Поскольку они должны работать при высокой температуре, требуются специальные керамические материалы. Зато в отличие от топливных элементов с протонно-обменной мембраной ТОТЭ не нуждаются в дорогих платиновых катализаторахи не отравляются монооксидом углерода, а потому в них могут использоваться разные виды топлива. Например, они способны работать на метане, пропане, бутане, биогазе.Правда, содержащуюся в некоторых газах серу лучше удалить заранее, что легко сделать с помощью адсорбентов.

    Чем привлекательны ТОТЭ? В первую очередь — максимальным КПД преобразования в электрическую энергию (65—70%) и всеядностью, нетребовательностью к топливу. Годится даже природный или синтез-газ, в то время как другие топливные элементы работают только на очень чистом водороде. Таким образом, ТОТЭ смогут не только вырабатывать электричество, но и утилизировать промышленные газовые выбросы или продукты переработки мусора. Но конечно, главная перспектива — применение ТОТЭ в качестве портативных и малогабаритных генераторов электроэнергии, например для удаленных поселков и станций катодной защиты газопроводов. А в сочетании с газовыми турбинами и системами утилизации тепла ТОТЭ смогут обеспечить энергией и довольно большие объекты.

    Учитывая все эти преимущества, многие институты и лаборатории мира взялись за создание топливных элементов, способных напрямую использовать углеводородное топливо. В России особенно далеко продвинулись исследователи из Института физики твердого тела РАН (Черноголовка), они уже думают о промышленном производстве.

    Следует отметить, что до сих пор промышленное применение ТОТЭ сдерживалось значительной стоимостью и недостаточным ресурсом работы. Дело в том, что высокие рабочие температуры (800—1000°С) вызывают ускоренную деградацию элементов. Особенно быстро выходят из строя токовые коллекторы. Обычно они делаются из двухкомпонентной хромистой стали с содержанием хрома около 23%. Этот материал наилучшим образом удовлетворяет жестким требованиям термостойкости, механической прочности, доступности и цены. Снижение КПД и потеря работоспособности коллектора связаны с образованием на его поверхности непроводящих оксидов хрома, что приводит к повышению переходного электросопротивления токового коллектор-катода и последующей деградации устройства. Нужно высокотемпературное защитное покрытие.

    Справиться с проблемой помогут весьма перспективные токовые коллекторы с защитными покрытиями (пат. *******, авторы Н.В.Ледуховская, Г.В.Струков и С.И.Бредихин), уникальная технология получения которых изобретена в ИФТТ. Нанесение электропроводного защитного нанокристаллического покрытия на токовый коллектор из хромистой стали позволяет существенно повысить ресурс работы ТОТЭ. Это электроосаждение одного слоя Ni толщиной 5—20 мкм из раствора электролита с последующей термообработкой в вакууме при 900—1000°С в течение 1 ч. Таким образом, в ИФТТ впервые созданы токовые коллекторы с защитными покрытиями для батарей ТОТЭ, способные работать свыше 25000 ч без деградации характеристик. Результат уникальный и не имеет мировых аналогов.

    Кроме того, в Черноголовке разработана технология получения мембранно-электродных блоков (МЭБ) размером 50х50 мм2 и толщиной 150 мкм на скандий-цезиевых электролитах для батарей твердооксидных топливных элементов. МЭБы на электролитах отечественного производства по своим мощностным характеристикам не уступают зарубежным аналогам. А потому годятся для производства мощных батарей ТОТЭ со сроком работы 50—80 тыс. ч.

    В прошлом году на базе ИФТТ РАН организована лаборатория материалов для электрохимических технологий(ЛМЭТ) для разработки новых материалов и технологий ТОТЭ, керамических мембран и высокотемпературных электролизеров газов. Главная цель — выйти на серийное производство. В ближайшие годы специалисты прогнозируют понижение рабочих температур ТОТЭ на 100—200°С и значительное уменьшение стоимости конструкции, как это происходит в области аккумуляторов и батарей. Это потребует, однако, модификации известных электродных материалов или создания новых. Кроме того, хорошо испытанные технологические решения придется адаптировать для нужд промышленных предприятий. Такие прорывы возможны только в ходе междисциплинарных исследований на стыке электрохимии, материаловедения, физики и химии твердого тела, катализа и других наук.

    В этом году за разработки «Токовые коллекторы с защитными покрытиями и мембранно-электродные блоки для твердооксидных топливных элементов — высокоэффективных генераторов электроэнергии будущего» ИФТТ РАН был награжден дипломами и серебряными медалями салона «Архимед-2014».

    ******, Московская обл., **********, ул.**********, д.******. Тел.: (***) ***-**-**, (***) ***-**-**.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]