СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • АРХИТЕКТУРА, ВРАСТАЮЩАЯ В ПРИРОДУ

    Фото 2.Авторские права на объекты архитектуры представлены в ст.1294 ч.4 Гражданского кодекса РФ. Вопросы совершенствования законодательства и его правоприменения в этой области продолжают обсуждаться (см. «Патенты и лицензии» № 7, № 9 за 2013 г.). Но многие объекты архитектуры могут содержать и чисто технические изобретения, и это имеет долгую историю. Например, наш соотечественник: живописец, литератор и архитектор Н.А.Львов (1751—1803), который спроектировал и построил больше 30 зданий различного назначения (соборы, усадьбы и парковые комплексы), одновременно изобрел кровельный материал на основе тряпичной бумаги, глины и толченого кирпича, пропитанных огнестойкими квасцами, систему обогрева зданий, сопряженную с паровым блоком приготовления пищи, оригинальную систему вентиляции и многое другое, о чем уже говорилось на страницах ИР. И это не единственный пример изобретательности архитекторов.

    Но в этой статье мне бы хотелось рассмотреть вопрос архитектуры более широко, с точки зрения не буквы, а духа изобретательства. Вероятно, самый первый город в традиционной истории человечества 20—30 тысячелетия до н. э., обнаруженный на территории Хакасии, включал однотипные «многоквартирные» сооружения с индивидуальными очагами и куполообразной земляной крышей, обеспечивающей максимальную прочность и незаметность строения. При этом дымоход одновременно служил и входной дверью. Египетские пирамиды строились с использованием противовесов с изменяемой тяжестью корзин с недифицитным песком, который ослики подвозили на следующий уровень, Улицы Мохенджо-Даро протоиндийской цивилизации создавались с учетом розы ветров, обеспечивающей оптимальную вентиляцию, римский Пантеон, построенный во IIв. нашей эры и сохранившийся до сих пор, имел уже известную куполообразную крышу, выполненную из блоков переменной прочности, имеющую диаметр 43 м и также с отверстием посередине, но уже для освещения. Пантеон начал строиться вокруг природного земляного холма, который облегчил установку этих блоков. Холм был досыпан землей, в которую архитекторы добавили монеты, что обеспечило бесплатное и быстрое удаление грунта изнутри местной беднотой после завершения строительства. В каждом из перечисленных случаев был максимально использован природный фактор, причем с минимальным воздействием на природу.Фото 1.

    В данной статье хочется рассмотреть пример современной архитектуры гениального австрийского зодчего Фриденсрайха Хундертвассера (1928—2000). Среди его огромного художественного и архитектурного наследия особое место занимает одно из последних сооружений, которое расположено на юго-востоке Австрии, в федеральной земле Штирии, около деревушки Бад-Блюмау. Этот комплекс зданий расположен на площади 35000 кв.м и построен в зоне выхода термальных вод (первое использование природного фактора). Он является оздоровительным центром, но положительное воздействие на организм обусловлено не только термальными водами. Вопросы видеоэкологии давно рассматриваются архитекторами, психологами, врачами. Выявлено, что современная архитектура прямых форм, где однотипные элементы повторятся во взаимно перпендикулярных направлениях, вызывает непроизвольное построчное сканирование глазами, что может приводить к психическим заболеваниям. Как говорят психологи, глазу не за что зацепиться. Недаром памятники древнерусской архитектуры, в первую очередь храмы с несимметричным расположением куполов, сохранившиеся кварталы средневекового Брюгге, где не найти двух одинаковых домов, монастыри на скалах — Метеоры, и многие другие подобные места привлекают толпы туристов. Фото 3.Причем желание посетить эти места связано не только с тем, чтобы в них отметиться, но и с тем, что там комфортно находиться, именно потому, что глазу есть за что зацепиться. В современной архитектуре Гауди является великолепным представителем этого направления, но возвращаемся к Хундертвассеру, который по-своему решил эту проблему. Когда впервые видишь его комплекс, создается впечатление, что на склонах холмов гномы построили себе домики. Ведь у них нет завода по производству оконных рам с ГОСТами, ОСТами и СТП, и естественно, каждое окно имеет индивидуальные форму, размер и цвет (фото 1). Завода железобетонных конструкций тоже нет, и все каменные элементы также имеют различную форму (фото 2). Все дорожки кривые, в том числе крытые и утепленные, которые соединяют здания комплекса. Это очень удобно, когда после посещения ресторана возвращаешься в номер нетвердой походкой (разумеется, от обилия очень вкусной и полезной еды) и непрямолинейную траекторию всегда можно объяснить особенностями архитектуры. Но если не укладываешься и в эту архитектуру, то плавные возвышения боковых краев дорожек обеспечат нужный вектор движения, а скругления стен — его непрерывность. Эти «туннели» ведут к многочисленным бассейнам, также со скругленными берегами (фото 3), причем метров через 10 в каждом «туннеле» расположены двери для возможного параллельного перемещения по свежему воздуху в окружении плодовых деревьев, ягодных кустарников и с грибами под ногами.

    Фото 4.Следующий очень важный момент — сохранность природы вокруг зданий. Скорее всего, комплекс строили не гномы, и использовались десятки обычных экскаваторов, подъемных кранов и грузовиков. Но при этом экосистема нарушена не была. Грибы (опята, рядовки, свинушки и им подобные) начинают расти в нескольких метрах от стен зданий. Чуть дальше появляются подберезовики, подосиновики, белые и рыжики (фото 4). То, что это именно бережный подход при строительстве, а не сначала разрушенная, а потом воссозданная экосистема, подтверждается именно наличием грибницы, которая не так просто восстанавливается. Доказательство этому можно найти на крышах зданий, которые действительно выглядят как холмы (опять же аналогия с первыми в истории домами), на которых растут деревья, но нет грибов. Дома на самом деле делались не в холмах, а на лесных полянах, и на пологих крышах искусственно формировался природный ландшафт. Дополнительное подтверждение, что грибы не искусственно высажены, а их грибница была сохранена, можно видеть на примерах белых грибов, которые растут в окружении говорушек восковатых, как во многих местах нашей страны, о чем я уже писал на страницах ИР. Что микологи около домов высадили белые грибы, да еще говорушку восковатую, поверить трудно, тем более об этом «спутнике» белого гриба они и не знают, во всяком случае в литературе этого я не встречал.

    Вопросам видеоэкологии и в настоящее время уделяется много внимания. В прошлом году в уже упоминаемой соседней деревушке Бад-Блюмау местная община собралась строить парник для выращивания ранних овощей. И несмотря на то что парник должен был располагаться в нескольких километрах от комплекса, его владелец Роберт Рогнер, продолжая идеологию Хундертвассера, через суд запретил это делать, сохранив ландшафт вокруг своего комплекса. Гуляя по природным крышам сооружений, на многие километры вокруг не увидишь ни одного элемента техногенного происхождения, нарушающего ландшафт, хотя местность в округе далеко не безжизненная.

    Позволю сделать здесь небольшое отступление. Когда видишь некое совершенное произведение, то его гармония продолжает формировать его же развитие. Гениальный фильм вызывает массу ассоциаций, в голове возникают эпизоды, которые, может быть, ему и пригодились. Это неоднократно подтверждали актеры, которые в произведения великих режиссеров добавляли что-то интересное от себя. В живописи похожая ситуация: бегущую собачку на картине Сурикова «Боярыня Морозова», которая добавила динамики, придумал друг художника. В изобретательстве, если в процессе мозгового штурма кто-то предлагает прорывное решение, оно тут же другими участниками начинает эффективно развиваться. Комплекс Рогнер-Бад-Блюмау (одно из его названий) подтверждает этот закон. Уже 13 лет как Хундертвассер надолго обосновался в Новой Зеландии, но его произведение через подключившихся к его энергетике последователей продолжает само себя развивать.

    Хочется надеяться, что и в нашей стране когда-нибудь будет больше примеров подобного, по сути изобретательского подхода к строительству с минимальным воздействием на природу, и гармония пространства создаст резонансы в разных областях.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]