СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • ЭНЕРГИЯ ГЛУБИННЫХ ВОД

    Корр. Нашим читателям интересно, что из вашего конструкторского и производственного опыта может пригодиться сегодня науке, технике, производству, рядовому потребителю в России и в Израиле.

    Ю.Ш. Мне посчастливилось работать под руководством выдающегося советского ученого-инженера, академика Владимира Челомея. Я, так же, как другие сотрудники созданной им фирмы, приобрел знания в нетрадиционных областях точных наук, навыки и привычку выполнять любую работу на высоком научном уровне. Этот стиль обеспечивал высокую эффективность, надежность, безопасность продукции челомеевской фирмы. Не устарели за много лет. Нельзя сказать, что его заслуги не оценены: трижды Герой Социалистического Труда, профессор МВТУ им. Баумана, академик, лауреат Государственной и Ленинской премий, депутат Верховного совета СССР, член ЦК КПСС. Но все это втихаря, без единой публикации в открытой печати. А вот С.П.Королева все знают, хотя его заслуги отнюдь не больше, чем В.Н.Челомея.

    Корр. Но ведь и Сергей Павлович прославен посмертно.

    Ю.Ш. Владимира Николаевича тоже с нами уже давно нет.

    Корр. Чем занимались конкретно (скажите в рамках дозволенного) лично вы?

    Ю.Ш. При моем участии в качестве ведущего конструктора по расчету на прочность десятки лет тому назад созданы по сей день конкурентоспособные на мировом рынке системы вооружений «Гранит», «Ангара», и многие другие не слабее. Например, «дедушка» «Союзов», «Джемини», словом, всех космических кораблей, первый в мире в  космосе маневрирующий космический аппарат «Полет». Я был ведущим конструктором темы.

    Корр. Военной темы. А мирные были?

    Ю.Ш. Конечно. Лично Н.С.Хрущев поручил нам срочно разработать особо прочный плуг для распашки целинных и залежных земель. Эта конструкция стала стандартной. Космический аппарат «Алмаз» позволил ускорить в десятки раз и значительно уточнить геологоразведку, ускорить обнаружение лесных пожаров, наладить цветное телевидение на всей территории СССР. Множество «мелких» тем нашли выход в производство, науку, высшее образование, высокотехнологичные производства. Особенно в медицину. Все разрешенные проблемы не вспомнить. Их я курировал как ведущий конструктор по НИР (научно-техническим работам).

    Корр. Крупные темы военные, а для людей крохи, так?

    Ю.Ш. Совершенно не так. Совместно с НПО «Гидропроект» построена ветряная электростанция (изобретение проф. В.М.Лятхера) с вертикальным ротором. Натурные испытания показали правильность принятых проектных решений и высокую по сравнению с традиционными, но недостаточную для конкуренции с ТЭЦ экономическую эффективность.  В той же кооперации разработали проект тропосферной электростанции в виде гигантского воздушного змея, питающего сжатым воздухом  турбогенераторы. Теоретически технико-экономические характеристики этой электростанции существенно выше, чем у всех известных ветроэлектростанций, но тоже недостаточные для замены ТЭЦ. Из анализа физических процессов в энергетических машинах разных типов вывод ясный и неопровержимый: бесперспективна утилизация энергии ветра, морских волн, текучих вод посредством крупных сетевых электростанций.

    Корр. Значит, нефть и газ, по крайней мере в обозримом будущем, останутся основными источниками энергии?

    Ю.Ш. Ни в коем случае! Совместно с НПО «ЭкоЭнерго» мы

    разрабатывали проект (изобретатели академик Р.Б.Ахмедов и инженер

    Э.Р.Ахмедов) «Энергохимический комплекс» для утилизации

    сырьевых и энергетических ресурсов Черного моря. Путем

    преобразования в электроэнергию необозримых и вездесущих запасов потенциальной энергии глубинных вод. По предварительным расчетам, себестоимость 1 кВт•ч энергии, была бы в разы ниже, чем на производящей самую дешевую в мире энергию Ангарской ГЭС. Я был  ведущим конструктором этого многовариантного проекта.

    Корр. Где построен этот комплекс? Эксплуатация подтвердила правильность ваших решений?

    Ю.Ш. Нигде. Дефолт оборвал работы «на полуслове», мне пришлось уйти на пенсию, а документация была только в черновиках.

    Корр. Но кризис миновал. Может быть, работы возобновились?

    Ю.Ш. В НПОМаш нет. Но в России выдано немало патентов на конструкции, родственные нашим. Люди работают в этом направлении.

    Корр. Кому принадлежат эти патенты? Если одиночным авторам, то, вероятно, невостребованными останутся навсегда.

    Ю.Ш. В большинстве принадлежат иностранным промышленным корпорациям. Преимущественно японским. Но есть и перспективные, принадлежащие частнопрактикующим, а также работающим в промышленности российским изобретателям.

    Корр. Перспективны изобретения, только созданные сотрудниками предприятий в порядке выполнения служебного задания. Разве не так?

    Ю.Ш. Не совсем так. За рубежом известны случаи покупки имущественных прав на изобретение, созданное частнопрактикующим изобретателем по своей инициативе. Случаев таких единицы, и совсем не факт, что купили изобретение, чтобы его использовать в производстве.

    Корр. Почему разбогатевшие люди предпочитают устаревшие

    технологии новым, вероятно, во много раз более доходным?

    Ю.Ш. Причин немало. Главная — риск. Американцы с ним

    примирились, россияне еще нет. Если не поймут, что без риска разбогатеть серьезно нельзя, окончательно превратят Россию в нищий, полудикий сырьевой придаток быстро растущей экономики Китая, Индии, Израиля.

    Корр. Ужасный прогноз! Есть альтернатива? Может, надо образовать министерство или хотя бы агентство по созданию принципиально новой техники и ее внедрению в народное хозяйство?

    Ю.Ш. Ни под каким видом! Чтобы выявить стратегически важнейшие для развития экономики темы НИОКР, у государства достаточно структур. 

    Корр. Какие именно?

    Ю.Ш. ФГУП: РАН, РАСХН, РАЕН, бывшие головные институты и опытно-конструкторские бюро. Необходимы также некоторые законодательные меры (например, в области налогообложения), чтобы материально заинтересовать частные корпорации в рисковых (других при разработке новой эффективной коммерчески техники не бывает) проектах. 

    Корр. Вы считаете всех богатых бизнесменов врагами технического прогресса в России?

    Ю.Ш. Вовсе нет. Просто бизнесмен часто не может понять существо, следовательно, оценить эффективность предложения, как любой несведущий в технике неспециалист. Обращается к экспертам, чтобы узнать: дело ему предлагают или туфту. А заключения экспертов основываются, как правило, на посторонних соображениях.

    Корр. Каких именно?

    Ю.Ш. Например: эксперт нашел предложение осуществимым, эффективным экономически, безопасным экологически. Инвестор ему поверил и затратил на организацию производства, с его точки зрения, средства немалые, но фактически недостаточные для выявления подлинных характеристик. Но хозяин уверен: новая машина должна работать нормально с первого включения. Он не знает, например, что известное средство «Сальварсан» имеет другое название — «666», потому что испытания 665 вариантов оказались неудачными. Бизнесмену ясно, что деньги потеряны. А виноват эксперт: за хорошую плату дал неправильное заключение. Споры, жалобы, суды. Кому это надо?!

    Другая причина недобросовестности: чинопочитание — эксперт смотрит не что предлагается, а кто предлагает. Если директор института, еще какой-нибудь босс, стоит просмотреть предложение «с угла на угол». Видно, что туфта, но героизм в борьбе с академиком может сильно повредить лично эксперту. Заключение осторожно-положительное. Заказчику ясно: предложение, может, и дельное, но с затратами лучше повременить. Есть еще много причин, по которым вроде бы порядочные специалисты дают необоснованно отрицательные вердикты. Зачем рисковать именем, если отрицательные заключения во всех случаях жизни для эксперта безопасны?!

    Корр. Вы нарисовали безвыходную ситуацию. Не хочется верить

    в вашу правоту! Впрочем, вы, возможно, знаете способ устранения глобального тормоза технического прогресса?

    Ю.Ш. Некоторые специалисты считают, что этот тормоз не слишком опасен: штатные сотрудники изобретут все, что надо. Это заблуждение. Штатный изобретатель улучшает, порой весьма существенно, известную конструкцию (способ). Работа не просто нужная, а жизненно необходимая: сравните автомобили Бенца и Даймлера с теперешним «мерседесом». В него вложены многие тысячи изобретений, но принципиально новое одно: лошадь заменили тепловой машиной. Это и есть пионерское изобретение, сделанное не служащими каретной фабрики, а «частниками». По своей инициативе. Не знаю только, на чьи деньги.

    Корр. Как они преодолели сопротивление инженерной и коммерческой среды, в частности, экспертизы, описанной вами?

    Ю.Ш. Им удалось обойтись без нее: у них хватило средств не только заплатить патентные пошлины, но и построить опытные экземпляры

    машин. Важнейшее событие в развитии автомобилизма — совершенный женой К.Бенца междугородний пробег длиной 65 км. Не специалисты транспортники, а корреспонденты газет, а через них весь мир увидели, что эта машина не игрушка. Маршрут, преодоленный Эльзой Бенц за 3 ч, (включая ремонт экипажа и покупку бензина), конный экспресс-омнибус проходил за день. Настоящие коммерсанты и промышленники поняли: на самодвижущихся повозках можно сделать хороший гешефт. Одиночки механики, чудаки изобретатели вдруг сделались почтенными руководителями акционерного общества «Бенц и Даймлер». Со временем разругались, и законное место Даймлера в названии заняла дочь Бенца Мерседес. Но это иная история. Для нас важно одно: не изобретатели с шапкой ходили по кругу, а предприниматели выстроились в длинную очередь, чтобы приобрести акции новой фирмы.

    Корр. Отличный пример, хоть и из давней истории. Что мешает последовать примеру великих немцев?

    Ю.Ш. Как показал опыт Б.Гейтса, ничего, если образец принципиально нового устройства можно спаять из частей, продающихся в магазине. Редчайший случай в изобретательстве. Но невозможно построить в своем сарае ГЭС. Или ядерный реактор. Дж.Стефенсон сделал игрушку для своих детей: действующую модель железной дороги с паровозиками. Соседские попросили родителей купить такие же. Возник спрос на диковинные игрушки. Изобретатель на медные деньги, как утверждал в мемуарах, наладил производство и продажу самодвижущихся игрушек.

    Появились деньги для разработки проектов настоящей железнодорожной техники силами виднейших ученых и инженеров Англии.

    Корр. Перестраховщики эксперты не помешали?

    Ю.Ш. А их и не спрашивали.

    Корр. А вам что мешает последовать примеру Стефенсона, да и не его одного. Выставить действующую модель бестопливной электростанции где-нибудь на ВВЦ. Капиталисты в очередь встанут за акциями!

    Ю.Ш. Физический закон подобия: сделать действующую модель достаточно компактную и наглядно действующую, чтобы лампочка горела, невозможно. Средних размеров, как вы предлагаете, неподъемно дорого не только для «неработающего пенсионера». Приходится обращаться к экспертам. А им важно, как уже сказано выше, не что предлагается, а кто предлагает. Главная и самая дорогая часть нашей ГЭС — длинная труба, опущенная в глубокий водоем. Ее верхний конец соединен со входом обратимой машины. При пуске ее включают в насосном режиме. Вода в трубе поднимается на глубины, где давление меньше. Растворенные в ней газы (преимущественно сероводород и метан) выделяются в виде пузырьков, как в бутылке шампанского при извлечении пробки. Образуется пена. Ее вытесняет через трубу и обратимую машину, переключенную в генераторный режим, более тяжелая вода из глубин водоема. Потенциальная энергия воды (неисчерпаемая, вездесущая, возобновляемая за счет гравитации в процессе потребления) преобразуется в электричество. Выход турбогенератора соединен с химическим комплексом. В нем сероводород разлагается на серу и воду с выделением тепла. Метан сжигается в топках традиционных ТЭЦ, или идет на производство высоколиквидных на мировом рынке материалов практически для всех отраслей промышленности. Сера — ходкий товар на мировом рынке, тепло утилизируется бытовой отопительной сетью.

    Корр. Ясно: ископаемое топливо исчезнет как товар. Воротилы нефтегазового комплекса разорятся. Неужели вы думаете, что они это допустят?! Да они вас с нами зубами загрызут!

    Ю.Ш. Некоторые действительно разорятся, но многие, располагая огромными средствами, создадут быстро новые технологии, в частности, здесь упомянутые, переключатся на бестопливное производство энергии и разбогатеют еще больше. Новая технология в глазах реальных политиков и предпринимателей, привлекательнее новых поражений в разных, в том числе антиизраильских, авантюрах и антироссийских кампаниях.

    Корр. Что светит рядовым гражданам России, Израиля, Ближнего Востока?

    Ю.Ш. Всем землянам эта техническая революция принесет многократное снижение цен на воду и электроэнергию. Ликвидацию бытового потребления газа. Заметное снижение цен на все товары и услуги, поскольку в их ценах немалую долю составляет плата за энергию. Изобилие дешевой пресной воды (опреснители морской станут частью вышеупомянутых технологий) позволит оросить пустующие теперь земли, а в израильских городах, как это делают во всех цивилизованных странах, поливать все газоны, мостовые, тротуары несколько раз в день. В арабских странах вырастет средний класс. А ему нужны не шахиды, а платежеспособные покупатели. Террористов заметно поубавится, а любители размахивать ядерной дубинкой уйдут с политической арены.

    Корр. Скажите откровенно, вы считаете ваши проекты осуществимыми?

    Ю.Ш. С инженерной точки зрения несомненно. Скажу больше: их можно осуществить быстрее и во много раз дешевле, чем добычу газа, особенно из-под морского дна. Если не жалеть средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

    Первосортных мозгов в России и Израиле хватит. Но можно ли победить инерцию мышления научной и инженерной элиты, эгоистические поползновения распорядителей необходимых средств, политиканские комбинации властей предержащих и прочие, порою незаметные обществу, но непреодолимые для новаторов препятствия, не знаю. Это не научный и не технический вопрос.

    Корр. Самый великий путь, говорят мудрые китайцы, начинается с одного первого шага. Каков он, по вашему мнению?

    Ю.Ш. Превратить неудачную израильскую разведочную скважину на морском шельфе в экспериментальный образец бестопливной электростанции. Самые дорогие части — труба и обратимая машина (буровая установка с небольшой доработкой) — уже в рабочем состоянии имеются на месте экспериментальных работ. Необходимые НИОКР, вероятно, проще всего выполнить методом, известным со времен Дж.Уатта (применявшимся и применяющимся неукоснительно при разработке всех пионерских проектов): во втузах в качестве заданий на разработку дипломных и курсовых проектов, научных и квалификационных работ выдаются фрагменты пионерских проектов. Так начались работы по созданию паровых машин Дж.Уатта, ДВС Р.Дизеля, стратегического бомбардировщика В.Мясищева и, вероятно, всех инициативных проектов. Во всех странах, во все времена и во всех отраслях техники. Результаты этих предпроектных проработок — исходные данные для проектирования экспериментальных и опытных образцов и данные для обоснованного решения об инвестициях в строительство коммерческих ГЭС. А для участников «бесплатных работ» — гарантия оптимального трудоустройства и дальнейшего продвижения по службе.

    Корр. Вы пытались предпринять что-нибудь для реализации упомянутых проектов?

    Ю.Ш. Разослал информацию во ведущие технические вузы и министерства России и Израиля, а также руководствам партий «НДИ» и «Еш Атид». Никакой реакции. Даже входящие номера не сообщили. Дружно, все как один. Между тем за потерянное время (два года) можно было бы получить не только исходные данные для создания новой техники, но и солидные деньги от продажи лицензий.

    Корр. Вероятно, и на этот раз новацию погубила экспертиза. Неужели, эта беда непреодолима?

    Ю.Ш. Уверен: преодолима, притом без героических усилий. Надо

    просто немножко изменить порядок оплаты труда эксперта. По справедливости он имеет полное и неоспоримое право на вознаграждение за свой нелегкий труд и риск репутацией. В советском законе предусматривалась обязанность оплаты труда всех (!) лиц, содействующих реализации изобретения. Эксперт — первое из этих лиц. По справедливости ему полагается серьезная часть прибылей от реализации предложения. Это порой, например в случае бестопливной электростанции, миллионы долларов. Стоит серьезно рассмотреть любое предложение и даже помочь автору устранить замеченные дефекты. В далеком прошлом я в качестве нештатного эксперта ВНИИГПЭ на таких заключениях неплохо заработал. Именно заработал: над некоторыми предложениями пришлось здорово поломать голову. Не знаю, как этот порядок согласуется с законодательством разных стран. К сожалению, из российского эта норма, соответствующая либеральным товарно-денежным отношениям гораздо в большей мере, чем действующее авторское право, исчезла. Возможно, договор на проведение экспертизы, предусматривающий оплату эксперта по результатам испытаний опытного образца, не противоречит законодательству других стран. Просто надо не скаредничать, а труд всех специалистов адекватно оплачивать. Тогда описанная (и оставшаяся за кадром) нелепица исчезнет. Если это не так, дело политиков — устранить изъян в законодательстве, а главное — в правоприменении.

    Корр. Спасибо. Надеюсь, среди наших читателей найдутся ваши единомышленники, в том числе располагающие необходимыми средствами и полномочиями. Обоснованные возражения могут оказаться еще полезнее. Главное заинтересованность не в пиаре, а в практическом деле.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]