СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

    В конце первой пятилетки на колхозные поля вышли диковинные в России тракторы «Фордзон». Они больше ремонтировались во дворах колхозов, чем работали на полях. Часто керосин в карбюраторе загорался ярким пламенем. Мы, ребята, часами наблюдали работу механиков…

    Об этих давнишних эпизодах напомнила «Комбинированная (гибридная) энергоустановка транспортного средства на базе мотор-генераторной установки» (пат. 2478047, А.А.Ипатов, и др.), сконструированная в НАМИ. Из топливной системы 1 (см. рис.)горючее поступает в карбюратор 2 двигателя внутреннего сгорания 3. Он, как в старинном «Фордзоне», обогревается выхлопными газами. В карбюраторе 2 значительная часть тяжелых фракций, образующих в обычном ДВС вредный дым и порядочный остаток несгоревшего топлива, испаряется и сгорает. Современная технология производства двигателей, несомненно, обеспечит надежную герметизацию трубопровода. Пламя будет только в камере сгорания ДВС 3. Он всегда работает только в одном, наивыгоднейшем режиме. С максимальным КПД, минимальными образованием вредных фракций в выхлопе, износом, шумом, вибрациями. ДВС 3 вращает якорь однорежимного электрогенератора 4 постоянного тока. В результате заряжаются кислотный аккумулятор 5 большой емкости и конденсаторный аккумулятор 6 малой емкости. Кислотный аккумулятор выходит на режим медленно, но поглощает (и отдает) много энергии. Конденсатор 6 заряжается и разряжается во много раз быстрее. Это обеспечивает высокую приемистость машины.

    Но в случае пробоя, например при аварии, вся запасенная в конденсаторе энергия мгновенно переходит в тепло. Если ее достаточно для обычного пробега между заправками, может произойти сильный взрыв. Во избежание этого емкость конденсатора 6 ограничена минимумом, необходимым для обеспечения переходных режимов. Буферный инвертор 7 преобразует постоянный ток, поступающий от аккумуляторов 5 и 6, в переменный регулируемой частоты. По командам системы 8 автоматического регулирования и управления изменяются параметры тока в обратимой машине 9. При торможении или движении под уклон она переходит в генераторный режим. Вырабатываемый ею переменный ток инвертор 7 выпрямляет и направляет на подзарядку аккумуляторов 5 и 6. Этот процесс при езде по городу (частые остановки) может вернуть порядочную долю энергии, обычно бесполезно рассеиваемой при торможении и разгоне.

    Законный вопрос: зачем такая сложность? Вместо простого, компактного, привычного ДВС с примитивной механической передачей — тот же ДВС плюс куча электрики. Дорого и ненадежно. Не лучше ли электромобиль? Возможно, с ЭХГ вместо аккумулятора? Конечно, электромобиль лучше. Намного. Но что случилось бы с рынком, если бы электромобили расплодились, как мобильники или персоналки, сразу вдруг? Ничего особенного: очередной экономический кризис. Спрос на электроэнергию возрос бы неподъемно для энергетиков. Поэтому плохие гибриды (мы описали лучший, по нашему мнению, вариант), по-видимому, понадобятся на переходный период. Так же как пригодились для малых перевозок по первым железным дорогам добрые старые кони, а пароходы чуть ли не полвека оснащались парусами для экономии угля.

    125438, Москва, ул.Автомоторная 2. ФГУП «НАМИ».




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]