СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • БЕЗ ТОРМОЗОВ

    Высокое искусство шофера — не включать тормоза. Не только теоретически, но и практически можно снизить скорость, например, если отключить зажигание и включить высшую передачу. Работая в насосном режиме, мотор затормозит не хуже тормозов. Кое-кто думает, что при этом экономится горючее. Заблуждение. Энергия просто рассеивается иным путем.

    Много лет тому назад тогда аспирант, теперь профессор Н.В.Гулиа, лауреат ИР, оборудовал автобус «Львiв» рекуператором на основе сверхмаховика. Это устройство не рассеивает, а запасает и хранит до времени энергию торможения машины. В нужный момент она используется для преодоления сопротивления движению. На испытаниях он поразил публику: проехал из дальнего пригорода Львова в центр города, затратив рюмку бензина. Правда, значительная часть пути была под уклон, но на обычной езде на него уходила четверть бака.

    Правда, уже тогда эта новость была с «бородой». В Швейцарии еще в 30-х гг. ходили троллейбусы с маховичными аккумуляторами энергии. Их раскручивали на конечных пунктах маршрутов электромоторы. Экономия энергии была весомая. Но эту технику сдали в металлолом, когда пропал топливный дефицит. Почему? Не забудьте, что в случае аварии вся энергия, запасенная маховиком, может мгновенно перейти в тепло. Взрыв будет, как от 200-килограммовой авиабомбы. А ведь на швейцарскую землю в течение веков не упала ни одна бомба… Зачем же рисковать? Лучше лишние расходы, чем катастрофы.

    Точно так же, видимо, рассуждает изобретатель В.С.Семеноженков. Его «Рекуператор автомобиля» (пат. 2346196) накапливает не кинетическую энергию сверхмаховика, а потенциальную энергию пружины. В стационарном режиме (рис.1), когда мощность мотора равна потребляемой, например при равномерном движении по горизонтальному пути, пружина 1 находится в ненапряженном состоянии. Обгонная муфта 2, кинематически связанная с двигателем, и такая же, связанная с ведущими колесами 3, вращаются с постоянным частотами. Мощность, развиваемая двигателем, равна сумме сопротивлений. Если сопротивление движению машины уменьшается (например, при езде под уклон или по лучшей дороге), равновесие нарушается. Двигатель вырабатывает больше энергии, чем тратит трансмиссия. Пружина 1 навивается на барабан 4 (рис.2) и поглощает избыток энергии. Скорость движения машины не изменяется. Обратный процесс возникает при дефиците энергии — например, при движении на подъем. Пружина 1 навивается на барабан 5 и отдает запасенную энергию.

    Таким образом, согласуются вырабатываемая и потребляемая мощности двигателя. Экономичность, как показал давным-давно проф. Н.В.Гулиа, существенно возрастает. Загрязнение атмосферы выхлопными газами и расход топлива, наоборот, уменьшаются, ведь двигатель работает почти постоянно в наивыгоднейшем режиме.

    Одно плохо: энергоемкость пружинного аккумулятора, как показано в теоретических работах нашего лауреата, значительно ниже электрического или сверхмаховичного. Соответственно, больше его габариты и вес, что для транспортной машины существенно. Но эти рассуждения слишком общие, чтобы обоснованно решить, какой тип выгоднее для каких машин. Как уже сказано выше, для того чтобы сделать окончательные выводы, нужны подробные теоретические и экспериментальные исследования.

    125993, Москва, ул.Часовая, 22/2. РГОТУПС.




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]