СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • МОНУМЕНТ НА СРЕТЕНСКОМ БУЛЬВАРЕ

    Авторский коллектив, работавший над памятником, возглавил заслуженный художник России скульптор Салават Щербаков.

    Величественный 10-метровый бронзовый Шухов изображен в полный рост, в накинутом на плечи плаще, с рулоном чертежей. Массивный постамент стилизован под знаменитую во всем мире ажурную Шуховскую радиобашню. На четырех вертикальных фризах по сторонам постамента изображены фрагменты конструкций и сооружений изобретателя и научно-технические натюрморты из деталей, узлов, инструментов и книг.

    Памятник встал в конце Сретенского бульвара, лицом к обширной панораме Тургеневской площади. И не случайно слева от него высится офис нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», а неподалеку справа — здание почтамта. Вклад Шухова в развитие нефтяной промышленности огромен. Он проектировал и строил первый российский нефтепровод Балаханы — Черный Город на Бакинских нефтепромыслах. Там же разработал основы подъема и перекачки нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт, создал методику расчета и технологию строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ, изобрел форсунку для сжигания мазута, промышленный процесс получения автомобильного бензина (крекинг-процесс), трубчатые паровые котлы и многое другое. А его уникальные светопрозрачные перекрытия и сегодня исправно служат в зданиях не только почтамта, но и Главного универмага (ГУМ), Петровского пассажа, дебаркадеров Киевского и Казанского вокзалов.

    В конце XIX в. под руководством Шухова была создана новая система водоснабжения Москвы. По его проектам было сооружено больше 180 стальных мостов. В творческом арсенале изобретателя — создание морских мин и платформ тяжелых артиллерийских систем. Ну и конечно, вершина творчества гениального инженера-новатора — ажурный гиперболоид на Шаболовке, шедевр русского архитектурного авангарда, знаменитая во всем мире Шуховская радиобашня. Кстати сказать, ее никогда не реставрировали. Попытки придать ей дополнительную прочность с помощью сварных элементов, прикрепленных болтами к шуховской клепаной несущей сетке-оболочке, компетентными международными экспертами признаются как варварство по отношению к уникальной конструкции. Был нарушен основной принцип, заложенный Шуховым при ее проектировании, — подвижность и самокомпенсация под действием внешних нагрузок.

    Чуть поодаль, но в ареале памятника и тоже в бронзе — три массивные скамейки, украшенные композициями из деталей машин и механизмов, инструментов (тиски, молот и наковальня), чертежей и манускриптов. Если сам памятник, выполненный в классическом стиле, приходится наблюдать сложив ладошку козырьком (как смотрим на проплывающий в небе аэроплан), то эти вспомогательные элементы легко и интересно разглядеть и даже потрогать. Тут можно передохнуть и сфотографироваться, что молодежь охотно и делает.

    Немного смущает некоторая конфронтация, которая, на мой взгляд, возникла на противоположных фризах памятника. Если одна сторона утверждает, что причиной сооружения памятника стало постановление правительства Москвы, то с другой сказали как отрезали: «Памятник создан на средства нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» и передан в дар г. Москве». Впрочем, это мелочь. Важно то, что впервые в Москве (прошу читателей подсказать, если есть примеры иного) появился памятник одному из талантливейших изобретателей, составляющих честь и славу российской инженерной мысли.

    Евгений РОГОВ




Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]