Так, за одно наполнение емкости объемом 5 тыс. м3 испаряется около 4 т бензина. По расчетам, только московские АЗС за год выбрасывают в атмосферу больше 6 тыс. т паров бензина.
Еще страшнее картина на терминалах и нефтебазах, где топливо хранится в наземных резервуарах. В летнее время нефтепродукты в них могут нагреваться до 300, а то и выше. А температура начала кипения бензинов составляет 350, когда легкокипящие фракции бензинов уже превращаются в пар и через дыхательный клапан выходят в окружающую среду. Резервуар окутывает облако паров бензина — только спичку поднеси.
Студенты 4-го курса Ульяновского государственного университета Андрей Мулгачев и Алексей Бутузов разработали свою технологию борьбы с огромными и очень опасными потерями топлива (фото 1). Принципиально она одинакова и для АЗС, и для нефтебаз, просто в последнем случае эффект ее особенно очевиден. По предлагаемой технологии перед заполнением автоцистерны 2 нефтепродуктом на горловину 1 устанавливается съемное герметичное устройство 6 на гибком рукаве 7. Через приемный трубопровод 4 нефтепродукт поступает в автоцистерну. При этом уровень горючего 33 увеличивается, а объем парового пространства 34, соответственно, уменьшается. В цистерне создается избыточное давление, отчего пары по гибкому рукаву поступают в участок паропровода 8 и откачиваются с помощью компрессора 9 через открытый под давлением компрессора обратный клапан 10 в основной паропровод 11, соединенный с дополнительным резервуаром 14, оборудованным приемным устройством16. Пары проходят змеевик теплообменника 21 с перекачиваемой охлаждающей смесью 22, которая подается из емкости 23 по трубопроводу охлаждающей системы 24 с помощью насоса 26. Охлаждающая смесь создает температуру в теплообменнике на 7—9° ниже температуры земной поверхности. Иногда бывает достаточно просто воды из технического колодца.
Основная часть газообразных углеводородов в результате охлаждения в теплообменнике переходит в жидкое состояние, а пары, не перешедшие в жидкость, расслаиваются двумя перегородками с отверстиями различного диаметра и поглощаются низкооктановым нефтепродуктом. Нерастворившаяся часть на выходе из резервуара улавливается фильтром-поглотителем. Попаданию паров в резервуар с нефтепродуктом препятствует обратный клапан. Ту же технологию проходят пары топлива при больших и малых дыханиях самого резервуара хранилища.
Собранный продукт является смесью бензина с дизельным топливом. Чтобы разделить их, его отправляют на НПЗ для переработки, хотя можно использовать и как техническое топливо.
В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.
Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.
Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.
Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.
К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.
В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.
Главный редактор, канд. техн. наук | В.Бородин |