СВЕЖИЙ НОМЕР



 

Новости ИР


 

ЖУРНАЛ «ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И РАЦИОНАЛИЗАТОР»

  
  • Универсальная ветряная энергетическая установка

    Установка (фиг.1,2), состоит из наружного 1 и внутреннего 2 обтекателей, выполненных в виде полых полу-дисков аэродинамической формы, ветряного колеса 10, редуктора 9 и генератора 14 (фиг.1,14). Наружный обтекатель 1 имеет в задней части вертикальный киль 3 (фиг.1,2), а спереди выступающую горизонтальную площадку, на которой установлено устройство управления внутренним обтекателем, состоящее из ветряного силового агрегата 16, генератора 17, аккумулятора, электромотора постоянного тока 19, редуктора 20 и зубчатого колеса 21 (фиг.1,2,22,23). При увеличении скорости ветра выше допустимых значений, устройство управления внутренним обтекателем приводит его в действие, поворачивает внутренний обтекатель 2 вокруг оси, выводит его из наружного обтекателя, закрывает им ветряное колесо 10 от воздействия воздушного потока и останавливает работу установки.

    При уменьшении скорости ветра, устройство управления поворачивает внутренний обтекатель вокруг оси, вводит его внутрь наружного обтекателя, открывает ветряное колесо для воздушного потока и установка начинает работать. Используемые в настоящее время стационарные ветряные электростанции выполнены по одной схеме – в виде двух – трёх лопастного пропеллера. Основными недостатками такой компоновки являются необходимость в большом свободном пространстве в районе установки этих электростанций, высокая стоимость, сложность и малый КПД использования силы ветра. Так как лопасти располагаются под углом к направлению вектора силы ветра, то имеет место скольжение воздушного потока по поверхности лопастей, т.е. на создание вращающего момента используется только малая часть энергии ветра.

    Для обеспечения большого вращающего момента необходимо увеличивать длину и площадь лопастей, следовательно, увеличивается диаметр описываемой лопастями окружности и высота опорной колонны. При усилении ветра до ураганного такие установки флюгируются, но даже в таком положении имеет место флаттер лопастей и их концов, не исключается возможность самопроизвольного раскручивания лопастей. В интернете есть видео ролики самопроизвольного раскручивания и разрушения таких установок. В результате воздушной эрозии и флаттера концы лопастей часто разрушаются. Стоимость стационарных установок такого типа достаточно высока т.к. помимо основных элементов конструкции, дополнительно каждая лопасть имеет свой редуктор для разворота и удержания шага лопасти, каждый редуктор имеет свой электронный блок управления и синхронизации шага лопастей.

    Гондола также имеет отдельный редуктор для поворота и электронный блок управления поворотом гондолы. Управляется вся эта система сложной электронной системой, либо оператором. Внешне, такие установки выглядят очень лёгкими и изящными, но на самом деле вес только опорной колонны в среднем около 100 – 150 тонн, а фундамент под колонной представляет собой мощную железобетонную конструкцию способную выдерживать вес колонны и большой изгибающий момент, т.к. при ветре колонна работает как нагруженная консоль. Кроме того, во время работы концы лопастей описывают окружность большого диаметра, следовательно, линейная скорость концов лопастей очень высокая, отсюда повышенный износ концов лопастей от воздушной эрозии.

    Для устранения этих явлений и повышения КПД, лопастям и концам лопастей придают более сложную аэродинамическую форму, что ведёт к удорожанию лопастей и всей установки в целом. Установки данного типа в основном стационарные, а имеющиеся мобильные установки маломощные. Предлагаемая мной установка гораздо проще, гораздо дешевле, минимум электроники, редукторы простые и нужны только для привода генератора. Установка может использоваться в любых условиях, на крайнем севере, в Антарктиде, в горах, на открытой местности, в населённых пунктах (на крышах домов и высотных зданий), может быть установлена на любую подвижную платформу наземного и морского базирования. Кроме того, возможен вариант использования подобной установки в качестве вспомогательной ветряной энергетической установки на морских и речных судах.

                                                                                                        О.ГАРШИН,
                                                                                                        ogarshin@rambler.ru



Наши партнеры

Banner MIR-EXPO 2024.png


Банер Архимед 2024 1000x666.png


http://www.i-r.ru/Рейтинг@Mail.ru

Уважаемые Читатели ИР!

В минувшем году журналу "Изобретатель и рационализатор", в первом номере которого читателей приветствовал А.Эйнштейн, исполнилось 85 лет.

Немногочисленный коллектив Редакции продолжает издавать ИР, читателями которого вы имеете честь быть. Хотя делать это становится с каждым годом все труднее. Уже давно, в начале нового века, Редакции пришлось покинуть родное место жительства на Мясницкой улице. (Ну, в самом деле, это место для банков, а не для какого-то органа изобретателей). Нам помог однако Ю.Маслюков (в то время председатель Комитета ГД ФС РФ по промышленности) перебраться в НИИАА у метро "Калужской". Несмотря на точное соблюдение Редакцией условий договора и своевременную оплату аренды, и вдохновляющее провозглашение курса на инновации Президентом и Правительством РФ, новый директор в НИИАА сообщил нам о выселении Редакции "в связи с производственной необходимостью". Это при уменьшении численности работающих в НИИАА почти в 8 раз и соответствующем высвобождении площадей и, при том, что занимаемая редакцией площадь не составляла и одну сотую процентов необозримых площадей НИИАА.

Нас приютил МИРЭА, где мы располагаемся последние пять лет. Дважды переехать, что один раз погореть, гласит пословица. Но редакция держится и будет держаться, сколько сможет. А сможет она существовать до тех пор, пока журнал "Изобретатель и рационализатор" читают и выписывают.

Стараясь охватить информацией большее число заинтересованных людей мы обновили сайт журнала, сделав его, на наш взгляд, более информативным. Мы занимаемся оцифровкой изданий прошлых лет, начиная с 1929 года - времени основания журнала. Выпускаем электронную версию. Но главное - это бумажное издание ИР.

К сожалению, число подписчиков, единственной финансовой основы существования ИР, и организаций, и отдельных лиц уменьшается. А мои многочисленные письма о поддержке журнала к государственным руководителям разного ранга (обоим президентам РФ, премьер-министрам, обоим московским мэрам, обоим губернаторам Московской области, губернатору родной Кубани, руководителям крупнейших российских компаний) результата не дали.

В связи с вышеизложенным Редакция обращается с просьбой к вам, наши читатели: поддержите журнал, разумеется, по возможности. Квитанция, по которой можно перечислить деньги на уставную деятельность, то бишь издание журнала, опубликована ниже.

Главный редактор,
канд. техн. наук
В.Бородин


   Бланк квитанции [скачать]